Стратегической целью Узбекистана является построение развитого государства, и алгоритм всех действий и реформ системно ориентирован именно на это. Благодаря смене политической власти, произошедшей в Узбекистане в 2016 году, а также сильной политической воле к реформам в стране было принято несколько важных документов. В частности, в качестве примера к этому можно привести Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, “Стратегию развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы”, состоящая из семи приоритетных направлений, Стратегию “Узбекистан – 2030”, состоящая из пяти приоритетных направлений.
Следует также отметить, что в рамках реформы социально-трудового сферы в стране были предприняты конкретные шаги по обновлению Конституции и трудового законодательства. В частности, принятие новой редакции Конституции Республики Узбекистан на референдуме, состоявшемся 30 апреля 2023 года, послужило укреплению конституционных основ создания Нового Узбекистана. Также в тот же день, во второй раз в истории независимого Узбекистана, вступил в силу новый Трудовой кодекс.
В основе модели социального государства лежит принцип социальной справедливости, при этом трудовые права считаются важнейшим элементом этого принципа. Объявление о построении социального государства обогатило Конституцию Республики Узбекистан новым содержанием, вновь включив ряд прав, связанных с правом на труд и осуществлением трудовой деятельности. К ним относятся право на достойный труд, право на свободный выбор профессии и вида деятельности, право на работу в условиях труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, справедливое вознаграждение без какой-либо дискриминации по труду и не ниже установленного минимального размера вознаграждения, право на защиту от безработицы в в порядке, установленном законом (статья 42), право на профессиональную подготовку и переподготовку (статья 43), запрет принудительного труда, запрет любых форм детского труда (статья 44), право на отдых, право на ограниченное рабочее время (статья 45).
Следует отметить, что взгляд на основные права и обязанности работника как на принципы трудового права был широко распространен в тридцатые годы XX века. Несмотря на то, что прошло почти столетие, эти взгляды до сих пор не утратили своей актуальности для современного трудового права. Поэтому уместно отдельно отметить изменения, внесенные в Конституцию Республики Узбекистан в новой редакции, касающиеся права на труд. Прежде всего, следует отметить, что право на труд было заменено “правом на достойный труд”. В рамках конституционных реформ право граждан на труд обрело новый облик и дополнилось словом “достойный”. Теперь под “достойный труд”ом подразумевается рабочие места со справедливой заработной платой, адекватными условиями труда и надежной социальной защитой.
Следующим нововведением стало изменения выбора свободной профессии в “свободный выбор профессии и вида деятельности”. Здесь следует отметить, что право на выбор профессии – это реализация права на труд только путем заключения трудового договора. С другой стороны, право на труд может также реализовываться в таких формах, как занятие предпринимательской деятельностью, заключение гражданско-правовых договоров на выполнение работ и оказание услуг, поступление на государственную службу, самозанятость. Другой важный аспект связан с правом на труд в справедливых условиях труда, закрепленным в статье 37 Конституции Республики Узбекистан, которая утратила силу. Основываясь на том, что это право является общим понятием, в статью 42 Конституции Республики Узбекистан в новой редакции были внесены уточнения.
Стоит подчеркнуть, что с 30 апреля 2023 года в Узбекистане вступил в силу новый трудовой кодекс. В этом кодексе мы видим новые изменения в правовом регулировании трудовых отношений. Одним из них является то, что в статье 3 Трудового кодекса впервые перечислены основные принципы регулирования трудовых отношений. Они включали в себя:
равенство трудовых прав, запрещение дискриминации в сфере труда и занятий;
свобода труда и запрещение принудительного труда;
социальное партнерство в сфере труда;
гарантированность обеспечения трудовых прав и исполнения трудовых обязанностей;
недопустимость ухудшения правового положения работника.
Следует отметить, что вышеупомянутые принципы практически соответствуют основным правам и принципам в области труда, предусмотренным Декларацией МОТ, принятой 18 июня 1998 года. В частности, в этой Декларации приводятся следующие основные права и принципы в области труда:
признание свободы на объединение и признание права на ведение коллективных переговоров;
запрещение всех форм принудительного труда;
запрещение детского труда;
недопущение дискриминации в сфере труда и занятий.
Эти основные права и принципы нашли собственное отражение в 8 основных конвенциях МОТ (№29, 87, 105, 98, 100, 111, 138, 182), все из которых были ратифицированы Узбекистаном. У нас есть возможность наглядно увидеть важность соблюдения принципов трудового законодательства в экономическом развитии нашей страны на примере прекращения принудительного труда и детского труда. Как отмечают исследователи М.Рахимов, Н.Курьянов, принудительный труд в Узбекистане распространен в формах сбора хлопка и других сельскохозяйственных работ, уборки и озеленения территорий, ремонтных работ на рабочих местах и в других местах, строительства, отдыха и участия в дежурствах в праздничные дни. Согласно данным, принудительный труд при выращивании хлопка в Узбекистане сократился с 14% в 2015 году до 1% к 2021 году.
Под руководством Президента Ш. Мирзиеева началась модернизация прежней модели аграрной экономики страны и от принудительного труда и детского труда, ранее использовавшихся при сборе хлопка, было отказано. По утверждению Генерального директора МОТ Г.Райдера, Узбекистан прекратил систематическое использование принудительного труда и детского труда на хлопководстве, что позволит стране занять более высокое место в цепочке производства и поставок, а также создать миллионы постоянных достойных рабочих мест в текстильном и швейном секторе.
Стоит отметить, что впервые бойкот узбекского хлопка был объявлен в 2009 году. С тех пор 331 брендовых и швейных и компаний, включая такие как Adidas, Zara, C&A, Gap Inc., H&M, Levi Strauss & Co., Tesco и Walmart, объявили бойкот узбекскому хлопку. На 2021 год основываясь на результатах независимого мониторинга сбора хлопка, проводимого “Узбекским форумом по правам человека”, коалиция Cotton Campaign отменила бойкот узбекского хлопка. 9 апреля 2021 года Узбекистан получил статус бенефициара Общей системы привилегий «GSP+» Европейского Союза. Это решение было принято в 2021 году в связи с тем, что в стране не был разрешен детский и принудительный труд при сборе хлопка. В мае 2022 года Международная организация труда и Всемирный банк завершили проект независимого мониторинга сбора хлопка, и по просьбе правительства Узбекистана, Союза работников и работодателей в стране была запущена новая программа “Лучшая работа” (Better Work).
В Ташкенте был подписан меморандум о взаимопонимании по запуску этой программы, а также меры сотрудничества по устойчивому развитию на 2023-2024 годы между Better Cotton и Национальной комиссией по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом. Особое упоминание об этих достижениях было сделано президентом Республики Узбекистан на его выступлении на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Программа “Better Work”, запущенная в Узбекистане, позволяет местным компаниям устанавливать партнерские отношения с мировыми брендами.
В правовом регулировании трудовых отношений принципы трудового права имеют важное социально-политическое значение. Принципы трудового права отражают незыблемость прав человека и их обеспечение, содержание международных стандартов в области прав человека, неприкосновенность человеческой жизни, здоровья, личных прав и свобод и их защиту законом. Принципы трудового права имеют огромное значение для развития государства и общества. Следовательно, эти принципы в социально-трудовой сфере указывают на государственную политику не только сегодняшнего дня, но и на ее будущее развитие. В этом смысле все стратегические цели Узбекистана также диктуют соблюдение принципов отраслей права.
Шухратжон Исмоилов,
заведующий кафедрой трудового права
Ташкентского государственного юридического университета, доктор юридических наук