Государственная политика Узбекистана по вопросу делимитации и демаркации государственной границы с Кыргызстаном

Добрососедские отношения, равноправный и конструктивный диалог всегда являлись приоритетами внешней политики Руководства Республики Узбекистан. На пути укрепления независимости, суверенитета и сохранения самобытной культуры своих народов страны Центральной Азии осознают, что соперничество и конкуренция в тех или иных сферах не могут заменить необходимости объединения усилий и конструктивного взаимодействия в решении общих масштабных задач развития и укрепления экономики и безопасности государств.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев провозгласил регион Центральной Азии приоритетом во внешней политике нового Узбекистана.

Многие зарубежные аналитики отмечают ключевую роль Ш.Мирзиёева в процессе центральноазиатской интеграции. Инициированные Президентом Узбекистана встречи и форматы создали возможность руководителям стран региона открыто обсуждать любые вопросы, слушать своих коллег с соображениями по приоритетам партнерства.

Благодаря политической воле в течение короткого по историческим меркам срока страны-соседи стали прислушиваться друг к другу, совместно решать многие застарелые проблемы. Благодаря инициативам лидера Узбекистана в Центральной Азии сформировалась новая политическая атмосфера, способствующая налаживанию открытого диалога и укреплению взаимовыгодного сотрудничества между государствами региона.

На протяжении многих лет Узбекистан сталкивался с проблемой нерешенности территориальных и приграничных споров со своими странами-соседями. Это относилось и к границе с Кыргызской Республикой.

Неопределенность с границами несла опасность возникновения серьезных конфликтов между гражданами Узбекистана и Кыргызстана, уже длительное время проживающими на спорных территориях. Прохождение линии границы на неописанных и несогласованных участках оспаривалось Сторонами, из-за разногласий достигнуть компромисса не удавалось на протяжении многих лет.

Приграничные жители сопредельных стран, нередко не дожидаясь завершения переговорного процесса по делимитации и демаркации границ периодически предпринимали попытки возведения и обустройства на неописанных участках различных строений (возведение заборов, стен, рытья каналов и т.д.), что приводило к конфликтам. 

Делимитация границы означает определение направления государственной границы между сопредельными государствами путем переговоров, а демаркация – это обозначение линии границы на местности специальными пограничными знаками.

Факторами, способствовавшими возникновению конфликтности между приграничными жителями Узбекистана и Кыргызстана, являлись:

– незавершенность международно-правового оформления государственной границы между двумя государствами;

– недостаточное обустройство государственной границы и низкая техническая оснащенность пограничных подразделений. Вследствие нерешенности данного вопроса на границе происходили пограничные конфликты и инциденты;

– на проблему неразрешенности границ накладывается проблема водо-земельных споров, контрабанды, незаконного пересечения границ и нелегальной миграции, рост численности населения в приграничных территориях.

Возникавшие приграничные конфликты из-за незавершенности процесса делимитации и демаркации границ мешали нормальному функционированию транспортных потоков, развитию приграничных территорий, разрывали экономические, культурные связи между сообществами, терялась инвестиционная привлекательность этих районов, обострялись и осложнялись межгосударственные отношения.

Приграничные проблемы на государственной границе, разрешались представителями сторон следующими способами:

– путем проведения переговоров на уровне руководителей пограничных ведомств, достижением договоренностей и принятием протокольных решений на данном уровне;

– урегулированием отдельных вопросов на уровне глав областных, районных администраций и пограничных представителей на местах.

Следует отметить, что если на ранних этапах процесс делимитации проходил по горным и предгорным малозаселенным районам, то на ее заключительных этапах специально созданная Межправительственная комиссия по делимитации и демаркации государственной границы между Узбекистаном и Кыргызстаном рассматривала спорные участки уже на равнинной местности. Данный процесс непосредственно затрагивал земли, где живут люди, расположены их дома и огороды. При этом никто из них не хотел уступать и отдавать земли, где проживали их предки.

Несмотря на указанные сложности, в результате кропотливой и напряженной работы специалистов двух государств под непосредственным контролем президентов Узбекистана и Кыргызстана были подготовлены проекты документов, разрешавших противоречия на спорных участках госграницы.

17 ноября 2022 года парламент Кыргызстана одобрил ратификацию «Договора об отдельных участках кыргызско-узбекской границы» и «Соглашения о совместном управлении водными ресурсами Кемпир-Абадского (Андижанского) водохранилища». Тремя днями раньше эти документы были ратифицированы Законодательной палатой Олий Мажлиса Узбекистана.

27 января 2023 года в рамках государственного визита Ш.Мирзиёева в г.Бишкек между Узбекистаном и Кыргызстаном было подписано свыше 25 документов. Одним из наиболее важных среди них являлся протокол об обмене ратификационными грамотами договора между странами об отдельных участках узбекско-кыргызской государственной границы.

На совместном брифинге для СМИ президенты Узбекистана и Кыргызстана заявили, что страны завершили процесс делимитации границы и обменялись ратификационными грамотами.

Глава Узбекистана Ш.Мирзиёев назвал «историческим событием» подписанный договор о делимитации границ стран, которое «на протяжении многих лет ждали народы двух республик».

В свою очередь президент Кыргызстана указал, что окончательное решение пограничного вопроса сыграет ключевую роль в дальнейшем развитии братских отношений, укреплении приграничных контактов, а также способствует упрочнению стабильности и безопасности в Центральной Азии.

В настоящее время организована и проводится соответствующая работа групп специалистов двух стран по демаркации узбекско-кыргызской границы.

Достигнутые между двумя сторонами договоренности играют важную роль в развитии двустороннего сотрудничества между Узбекистаном и Кыргызстаном. Эксперты отмечали, что наладившийся диалог положил начало восстановлению доверия между странами и дал шанс всей Центральной Азии выглядеть единым целым на всем пространстве Евразии.

Олег Шерстнёв

Эксперт