С избранием
Шавката Мирзиёева главой государства
в 2016 году внутренняя и внешняя политика Узбекистана кардинально изменилась.
Лидером страны начата реализация огромного комплекса широкомасштабных реформ, направленных на модернизацию всех сфер жизни общества и государства, что должно обеспечить устойчивое развитие страны в долгосрочной перспективе.
Это
нашло своё отражение в Стратегии
действий
по приоритетным направлениям развития страны до 2021 года
и Стратегии развития до2026 года, приоритетом которой
выступает принцип «От стратегии действий – к Стратегии развития». Результатом
концептуальных программ и кардинальных реформ стали предпосылки к построению Нового Узбекистана и Третьего Ренессанса.
Новый Узбекистан – это
динамично развивающееся государство, главной целью которого является
обеспечение свободной, благоустроенной и благополучной жизни нашего
многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом
соответствии
с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека,
опирающееся на принципы равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с
международным сообществом.
Главные принципы всех преобразований — «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу» и «Честь и достоинство человека отныне должны быть на первом месте во всех сферах».
В ходе своего первого выступления на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций в сентябре 2017 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев с трибуны чётко заявил, что главным приоритетом своей внешней политики Узбекистан определяет регион Центральной Азии. И это – осознанный выбор.
Тогда
Лидер государства подчеркнул, что: «Находясь
в самом сердце Центральной Азии, Узбекистан непосредственно заинтересован в
том, чтобы регион стал зоной стабильности, устойчивого развития
и добрососедства. Мирная, экономически процветающая Центральная Азия – наша
важнейшая цель и ключевая задача».
Уже
сегодня мы можем сказать, что в регионе, где проживает более
70 миллионов человек, благодаря усилиям Узбекистана сформировалась совершенно
новая политическая атмосфера, позволившая трансформировать ход развития нашего
региона в созидательном русле.
Всё это стало результатом восстановления конструктивного диалога, укрепления добрососедства и выстраивания взаимовыгодного партнёрства между государствами Центральной Азии, а происходящие региональные изменения приобрели системный необратимый характер.
Президент
Узбекистана решительно настроен на консолидацию усилий по наращиванию регионального
взаимодействия в Центральной Азии, а также углублению двусторонних отношений с соседними
странами: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном,
с которыми установлены отношения стратегического партнёрства,
а с рядом подняты на уровень союзничества. Такого в истории никогда
не было.
Совместными усилиями удалось решить множество вопросов, которые ранее омрачали и препятствовали развитию сотрудничества. Так, благодаря открытой и прагматичной политике Узбекистана, были открыты границы и созданы благоприятные условия для взаимных поездок граждан, восстановлены и запущены новые воздушные, автомобильные и железнодорожные маршруты, успешно решаются вопросы водопользования.
По инициативе Лидера Узбекистана с 2018 г. запущен механизм Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, в рамках которого обсуждаются наиболее актуальные вопросы регионального взаимодействия и вырабатываются взаимоприемлемые решения на основе уважения и учёта интересов друг друга.
Такая
динамика развития заложила фундамент трансформации Центральноазиатского региона
в единую торгово-инвестиционную
и транспортно-коммуникационную площадку, способствует реализации проектов
промышленной кооперации в разных отраслях экономики, начиная от
автомобилестроения и завершая сельским хозяйством, осуществлению
транспортно-транзитной интеграции, расширению контактов между регионами наших
государств, углублению культурно-гуманитарных связей.
Стабильная Центральная Азия становится одним из
важных центров экономического роста. По оценкам ряда экспертов совокупный ВВП стран региона за
последние четыре года вырос на 25 процентов и превысил
300 миллиардов долларов.
Товарооборот Узбекистана со странами региона увеличился в десятки раз и превысил 6,5 миллиардов долларов. Усиливаются кооперационные связи, созданы совместные инвестиционные компании и другие финансовые инструменты реализации крупных проектов. В свою очередь, узбекский бизнес стал активно инвестировать в соседние страны, что способствует развитию экономик и созданию новых рабочих мест.
Впервые
в истории, Узбекистан с Кыргызстаном и Таджикистаном начинает реализацию
совместных проектов в сфере энергетики – это строительство крупных
гидроэнергетических станций на реках Нарын
и Зарафшан.
Следствием
таких изменений также стала последовательная выработка странами согласованных позиций по
внутри-региональным вопросам и тесная координация на международных и
региональных площадках. Единая позиция государств Центральной Азии стала
звучать
в рамках ООН, СНГ, ШОС, ОИС, ОЭС, ОТГ и других структур.
Внешняя политика Узбекистана направлена также на укрепление взаимосвязанности региона Центральной Азии с другими важными партнёрами и регионами.
Именно этому служила организованная по инициативе Лидера нашего государства в июле 2021 года в Ташкенте международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности».
Существенно
возрос интерес международного сообщества
к Центральноазиатскому региону как к единому целому, о чём свидетельствуют
эффективные, на наш взгляд, международные
форматы «5+1», с участием США, Южной Кореи, Японии, Индии, Китая, России, Европейский
Союз и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Да и сам
регион также заинтересован
в многосторонних площадках, посредством которых страны Центральной Азии
стремятся строить конструктивный диалог с ведущими мировыми акторами на равных
условиях. Важно, что процесс сближения не
направлен против чьих-либо интересов и ставит своей целью углубление регионального сотрудничества.
Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев на недавно прошедшем первом саммите «Центральная Азия–Европейский Союз», «в регионе ещё есть нерешённые вопросы. Но мы убеждены в том, что наша сильная политическая воля и общий созидательный настрой будут способствовать дальнейшему сближению братских стран и народов региона».
Наша страна заинтересована также в налаживании конструктивного двустороннего диалога и со странами-членами ЕС, одним из локомотивов которого является Франция.
Несмотря на тот факт, что дипломатические связи между нашими государствами были установлены 1 марта 1992 года, однако, своего подлинного развития узбекско-французские отношения получили со второй половины 2016 года, когда был заложен вектор к открытому диалогу во всех сферах.
По приглашению
Президента Эммануэля Макрона Президент Республики Узбекистан посетил Францию с
официальным визитом
в октябре 2018 года. Это была первая
страна Европы, в которую совершил визит Лидер Узбекистана.
Последний разговор двух лидеров состоялся в августе прошлого года по случаю 30-летия обретения независимости Республикой Узбекистан.
Активно развиваются связи
на уровне парламентов
и общественности. В Сенате и Законодательной палате (нижней палате) Олий Мажлиса (Парламента)
Узбекистана созданы группы дружбы
с Сенатом и Национальной ассамблеей Франции.
Сегодня Франция – важный партнёр Узбекистана в экономической, инвестиционной и финансово-технической сферах. Имеются успешные примеры партнёрства в области энергетики, автомобилестроения, геологоразведки, производства стройматериалов, туризма и другие.
Динамично
растёт взаимная торговля. За январь-сентябрь этого года её объём превысил 230 миллионов
долларов, в том числе экспорт узбекской продукции вырос в 9 раз и достиг почти 70
миллионов. Хотя цифры
и невпечатляющие, однако, если совершить экскурс в прошлое, это значительный
прогресс.
В развитии узбекско-французских отношений существенное место отводится и культурно-гуманитарной сфере. В Париже осуществляют деятельность Ассоциация по изучению искусства и истории Темуридов, Ассоциация «Авиценна-Франция».
Представители Франции регулярно принимают участие
в международном фестивале «Шарк тароналари» в Самарканде.
В Узбекистане свыше 280 тысяч учащихся в 1 260школах, колледжах и лицеях, а также в 11 вузах с большим энтузиазмом изучают французский язык.
На следующей
неделе в одном из крупнейших и самых популярных музеев мира «Лувр» запланировано
открытие уникальной выставки «Великолепие Центральной Азии. На караванных путях Узбекистана»,
куда войдут предметы, относящиеся к древней истории Узбекистана. Кроме того,
планируется выставка «Дорога в Самарканд, цвета и великолепие Узбекистана» в
Институте арабского мира.
Несмотря на перечисленные достижения, экспертные
круги Узбекистана считают, что существует огромный потенциал наращивания как
двустороннего узбекско-французского взаимодействия,
так и партнёрства между Францией и регионом Центральной Азии в целом.
В связи с этим, целесообразно, развивать взаимоотношения между сторонами в следующих сферах: «зелёного» развития, широкого внедрения инноваций, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, цифровизации отраслей экономики, развития «умного» сельского хозяйства и городов.
Также весьма перспективными видятся следующие точки взаимодействия:
— обеспечение соответствия центральноазиатских промышленных товаров высоким европейским стандартам и техническим регламентам;
— создание эффективных
транспортно-логистических коридоров
для оптимального выхода на рынки друг друга с учётом нынешних ограничений,
прежде всего, за счёт развития Транскаспийского мультимодального маршрута;
— проведение совместных целевых мероприятий и акций, с целью узнаваемости и востребованности товаров из стран Центральной Азии европейскими потребителями;
— расширении образовательных, научных,
туристических
и культурных обменов.
Таким образом, Новый Узбекистан сегодня стал своеобразными вратами всей Центральной Азии и предоставляет партнёрам уникальную возможность успешно взаимодействовать со всем регионом, используя растущий экономический и гуманитарный потенциал.
Уверен, что в ходе предстоящего официального визита Президента Республики
Узбекистан Шавката Мирзиёева во Французскую Республику состоится
детальный обмен мнениями о текущем состоянии и наиболее перспективных
направлениях узбекско-французского взаимодействия,
а также будут достигнуты конкретные договорённости по широкому
спектру сотрудничества, что выведет взаимовыгодное партнёрство
на новый уровень.
Анвар Насиров, директор
Международного института Центральной Азии