15-16 сентября в Самарканде состоялся Саммит глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, который стал площадкой для обсуждения состояния и перспектив развития сотрудничества в востребованных сферах и направлениях деятельности ШОС. Саммит стал первой очной встречей лидеров ШОС с 2019 года.
Основной акцент в ходе председательства Узбекистана был сделан на укреплении экономических и торговых связей, продвижении промышленной кооперации, расширении транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, цифровой трансформации и «зеленой» экономике.
В период председательства были разработаны проекты 14 новых концептуальных документов, инициированных Президентом Узбекистана.Особое внимание на себя обращают такие инициативы, как Концепция государств — членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, Программа инфраструктурного развития стран ШОС, учреждение института Посла доброй воли ШОС.
Всего же за время председательства Узбекистана было проведено более 80 крупных международных мероприятий по всем направлениям сотрудничества, а на саммите ШОС было принято рекордное число — 44 документа.
Самаркандский саммит стал беспрецедентным в расширении числа государств-партнеров ШОС. Так, Иран стал полноправным членом ШОС, а Египту и Катару предоставлен статус партнеров по диалогу. Были также приняты решения о начале процедур по предоставлению Беларуси статуса полноправного члена ШОС, а Бахрейну, Государству Кувейт, Мальдивской Республике, Объединенным Арабским Эмиратам и Республике Союз Мьянма — статуса партнеров по диалогу.
Самаркандский саммит также явилсярекордным по числу переговоров и мероприятий. Так, Президентом Узбекистана проведены встречи с заместителем генерального секретаря ООН, с главами государств России, Китая, Ирана, Турции, Монголии, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана, Азербайджана, Беларуси. Прошел также ряд мероприятий гуманитарного и культурного характера.
В ходе переговоров на полях саммита Узбекистаном были заключены многочисленные двусторонние соглашения. Например, с Китаем подписаны 15 соглашений на 15 млрд долларов,с Россией инвестиционные соглашения на 4,6 млрд долларов, а также Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией. Также с Ираном подписано 18 документов, направленных на наращивание товарооборота до одногомлрд долларов в ближайшей перспективе.
Таким образом Саммит ШОС в Самарканде уже вошел в историю организации, как по числу подготовленных и принятых документов, так и по динамике вовлечения новых государств в работу организации. Это блестящий успех политики открытости и интеграции Узбекистана в мировую экономику, проводимой Президентом Шавкатом Мирзиёевым.
Ключевые аспекты
В своей статье «Самаркандский саммит ШОС: диалог и сотрудничество во взаимосвязанном мире», вышедшей накануне саммита, Шавкат Мирзиёев подчеркнул: председательство Узбекистана в ШОС выпало на «период «исторического разлома», когда заканчивается одна эпоха и начинается другая — пока еще непредсказуемая и неизвестная.
В числе основных рисков настоящего времени им были названы глубокий кризис доверия на глобальном уровне и риски возрождения стереотипов блокового мышления, что осложняет восстановление глобальных цепочек поставок и усугубляют проблемы обеспечения продовольственной и энергетической безопасности. При этом «глобальные климатические потрясения, растущий дефицит природных и водных ресурсов, сокращение биоразнообразия, распространение опасных инфекционных заболеваний выявили уязвимость наших обществ, как никогда раньше».
Исходя из этих реалий современности в своем выступлении на Самаркандском саммите Президент Узбекистана заключил: «ШОС вступает в новый, еще более ответственный этап своего развития».Подчеркнуты ключевые позиции Узбекистанав деятельности ШОС:сохранение внеблокового статусаэтой организации и ее открытость; ориентирование на широкое партнерство;неделимость безопасности; сохранение статуса «географического ядра» ШОС; укрепление сплоченности, взаимной поддержки и партнерства на основе принципов «Шанхайского духа».
Исходя из этихпринципиальных подходов Президент Узбекистана предложил приступить к подготовке Стратегии развития ШОС до 2040 года, которая должна охватить все направления сотрудничества и определить приоритеты долгосрочного развития ШОС.
При этом важно повысить практическую отдачу сотрудничества в области экономики, торговли и инвестиций, как одно из ключевых условий обеспечения стабильности в регионе и повышения благосостояния населения наших стран, что возможно за счет перехода кдействиям по выстраиванию производственных цепочек между странами ШОС с более коротким «плечом поставок».
Торгово-экономическое сотрудничество
Одно из центральных направлений деятельности ШОС — развитие торгово-экономического сотрудничества между членами организации. ШОС добился в этом определенных успехов, несмотря на то, что наиболее емкие рынки сбыта на продукцию стран ШОС находятся за его пределами.
На страны ШОС приходится 15,4 процентов мировой торговли. В 2021 году общий внешнеторговыйоборот стран ШОС составил 8,1 трлн долларов, из них экспорт — 4,4 трлн,импорт — 3,7 трлн.
В 2021 году объем внутренней торговли между странами ШОС составил 803,7 млрд долларов, из них экспорт- 396,3 млрд, импорт — 407,4 млрд. Однако важным показателем торговой активности внутри международного объединения является доля, которую занимает внутренняя торговля между его участниками от их внешнеторгового оборота со всеми странами.Данная доля в 2021-м составила между странами ШОС (803,7 млрд долларов) в их общем внешнеторговомобороте (8130,9 млрд долларов)всего 10 процентов.
На этом фоне более успешно развивает торговлю Узбекистан со странами ШОС. Так, за последние пять лет товарооборот вырос в 1,7 раза, экспорт — в 1,2, аимпорт- в 2. При этом доля товарооборота со странами ШОС в общем внешнеторговом обороте страны также выросла с 47,2 до 50,2 процентов.
В 2021-м товарооборот со странами ШОС вырос на 24 процента, экспорт — на 29, импорт — на 21 процент. По итогам января-июля 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года товарооборот Узбекистана с странами ШОС вырос на 25,3 процентов, экспорт — на 24,4, импорт — на 27,3.
Количество предприятий в Узбекистане с участием капитала стран ШОС за последние годы вырос в четыре раза, превысив отметку в 7,5 тысячи,что составляет более половины от общего числа фирм с иностранным участием. Объем привлеченных инвестиций из стран ШОС по итогам 2021 года составил 4,6 млрд долларов.
По состоянию на 1 июля 2022-го в Узбекистане создано 2705 предприятий с российским капиталом или 18,6 процентов от общего числа компаний с иностранным капиталом. По данному показателю Россия занимает первое место, второе — Турция (2050), третье — Китай (2036), четвертое — Казахстан (1186).
На Самаркандском саммите ШОС по инициативе Узбекистана был принят ряд ключевых документов, связанных с торгово-экономическим сотрудничеством: План совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли ШОС, Рамочные основы сотрудничества в сфере торговли услугами между государствами-членами ШОС, Программа стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами стран ШОС.
Как отметил Президент Узбекистана в своем выступлении на саммите:«Мы заинтересованы в максимальном раскрытии существующего потенциала с учетом преимуществ взаимодополняемости экономик стран ШОС. В этой связи предлагаем приступить к формированию общего пространства промышленно-технологической кооперации на основе запуска Нового экономического диалога ШОС».Его главная задача — устранение торговых и таможенных барьеров, формирование гарантированных и стабильных цепочек производства и поставок, стимулирование совместных программ локализации и импортозамещения, а также защитувзаимных инвестиций.
В качестве инструментов решения этих задач Президентом предложено провести в Узбекистане Неделю делового партнерства регионов государств ШОС, создание Альянса специальных экономических зон стран ШОС, а также проведение на ежегодной основе Большой торговой ярмарки ШОС с созданием на ее базе единой электронной платформы.
Продовольственная безопасность
Продовольственная безопасность является одним из важнейших приоритетов Узбекистана, тем более сейчас, когда эта проблема обостряется. За последние пять лет импорт продовольствия в страну вырос в 2,3 раза с 1,27 млрд долларов (в 2017 году) до 2,92 млрд долларов(в 2021-м).
Разница между импортом и экспортом продовольствия также ежегодно растет. С 2017 года выросла почти в четыре раза с 398 млн долларов до 1548 млн долларов.В январе-июле этого года импорт продовольствия в Узбекистан вырос на 41,2 процента. В целом обеспечение продовольственных товаров 25 видов на внутреннем рынке остается зависимым от импорта.
В связи с этим Узбекистан активно выступает в ШОС за укрепление продовольственной безопасности. Еще до пандемии, в 2018 году на саммите ШОС Президент Узбекистана выступал за формирование агропромышленных кластеров и расширение сети «зеленых коридоров» при поставках сельскохозяйственной продукции, а в 2019 году глава государства инициировал разработкуКонцепции взаимодействия стран ШОС в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций. Кроме того, в ходе своего выступления в ноябре 2020 года на виртуальном саммите глав государств стран-членов ШОС Шавкат Мирзиёев выдвинул инициативу о разработке конкретных практических мер по реализации Программы сотрудничества в области продовольственной безопасности.
На прошедшем в Самарканде саммите былаподписана Концепция взаимодействия стран ШОС в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, а также принято заявление Совета глав государств ШОС об обеспечении глобальной продовольственной безопасности.
Но, тем не менее, как подчеркнул на саммите глава государства, «мы до сих пор не смогли наладить серьезное взаимодействие в вопросах продовольственной безопасности на площадке ШОС». В связи с этим предложеноразработать Общие принципы и подходы к обеспечению продовольственной безопасности, а также уделять серьезное внимание программам выращивания и переработки сельскохозяйственных культур, формированию согласованных схем прямых взаимных поставок, организации эффективной логистики, «зеленых» и экспресс-коридоров для доставки качественных и доступных продуктов питания. Кроме того,Президентом Шавкатом Мирзиёевым было указано на необходимость проведения в следующем году Международной конференции по продовольственной безопасности.
Транспортные коммуникации
Широко известен негативный фактор как дляэкономики Узбекистана, так и других Центральноазиатских стран — удаленность от мирового океана, а также заинтересованность других азиатских стран в сухопутных транспортных коридорах. Поэтому вопросы транспортного сотрудничества занимают важное место в повестке дня ШОС.
В этом направлении результаты Самаркандского саммита можно назвать весьма успешными. По предложению Узбекистана принята Концепция ШОС по укреплению взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, а также Президент Шавкат Мирзиёев предложил создать при поддержке Организации Объединенных Наций Межрегиональный центр по взаимосвязанности в Ташкенте.
Кроме того, Министерство транспорта Республики Узбекистан, Министерство транспорта икоммуникаций Кыргызской Республики иГосударственный комитет поразвитию иреформам КНР вСамарканде подписали трехстороннее соглашение осотрудничестве попроекту строительства железной дороги Узбекистан — Кыргызстан-Китай, что позволит расширить географию торговли иперевозок изКитая через Узбекистан вТурцию идалее вЕвропу, атакже вгосударства Персидского залива.
Как отметил Президент Узбекистана на саммите, реализация вышеуказанного проекта вкупе со строительством железнодорожного коридора Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар откроет широкие возможности для усиления взаимосвязанности, увеличения взаимной торговли и инвестиций и, в целом, обеспечения устойчивого экономического роста на пространстве ШОС. Кроме того,главой государства предложено обсудить все перспективные проекты в области транспорта и коммуникаций на площадке первого Транспортного форума ШОС в следующем году в Узбекистане.
Другие направления деятельности
На саммите в области экологиипринято совместное заявление Совета глав государств ШОС о действиях по реагированию на изменение климата, но,как отметил Президент Узбекистана, необходимы новые механизмы и форматы практического сотрудничества в этой сфере, предложив создать Климатический совет ШОС, в который войдут политики, общественные деятели, экологи, представители бизнеса, что позволит повысить эффективность сотрудничества в продвижении проектов климатической адаптации, борьбы с опустыниванием и деградацией земель, внедрения водосберегающих технологий.
Говоря об Афганистане Президент Узбекистана отметил, что ужесточение санкционной политики и дальнейшая изоляция нынешних властей Афганистана неизбежно приведет к усилению радикализации внутри этой страны.В связи с этим Узбекистан выступает за развитие конструктивных контактов с Кабулом и предлагает совместно учредить специальный Фонд гуманитарной поддержки Афганистана в Термезе, средства которого будут направляться на преодоление социального кризиса, реализацию образовательных программ для молодежи и проектов в сфере здравоохранения.
На развитие культурно-гуманитарных связей были направлены принятыеКомплексный план действий на 2023-2027 годы по реализации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств — членов ШОС, а также Соглашение между правительствами государств — членов ШОС о сотрудничестве в сфере туризма. По мнению, высказанному Президентом Узбекистана, необходимотакже учреждение дополнительных форматов, такихкак Форум ректоров университетов, Дни культуры и туризма, совместные спортивные мероприятия и универсиады.Также предложено объявить следующий год — Годом развития туризма на пространстве ШОС.
Самаркандская инициатива солидарности
В своей статьеШавкат Мирзиёев указал на то, что ШОС «является уникальной межгосударственной структурой, сумевшей объединить страны с различными культурно-цивилизационными кодами, собственными внешнеполитическими ориентирами и моделями национального развития». И именно в связи с этим она «призвана стать полюсом притяжения без разделительных линий во имя мира, сотрудничества и прогресса». Поэтому с каждым годом растет число государств, готовых присоединиться к деятельности ШОС.
В своем выступлении на саммите Президент Узбекистана отметил, что Самарканд с древних времен был центром духовного, экономического, культурного и научного обмена между народами, живущими на пространстве от Восточной Азии до Северной Африки, Ближнего Востока и Европы. Здесь создавалась особая культура общения представителей разных цивилизаций, которая является живым примером уважительного отношения к традициям и ценностям разных народов, которые взяты за основу при создании ШОС.
Президент в ходе своего выступления на саммите предложил партнерам Самаркандскую инициативу солидарности во имя общей безопасности и процветания, цель которой вовлечь в глобальный межцивилизационный диалог всех, кто готов искать согласованные подходы и решения, кто разделяет принципы «Самаркандского духа».
Вопросы практической реализации этой инициативы Президент Шавкат Мирзиёев предложил рассмотреть на международном Самаркандском форуме в следующем году, основой работы которого станет Программа действий, которая в скором времени будет представлена партнерам Узбекистана.
***
В современном мире ШОС является уникальнойорганизацией, объединяя самые разные страны, несмотря на их различия в экономических, политических, идеологических особенностях. Так, в ШОС активно взаимодействуют друг с другом Индия и Пакистан, Китай и Индия, партнерами по диалогу ШОС являются Азербайджан и Армения, несмотря на спорные территориальные вопросы этих стран друг с другом.
Тоже самое касается экономики – членство в ШОС не препятствует развитию экономической интеграции в других форматах. Так, в 2020 году Китай принял участие в создании зоны свободной торговли «Всестороннее региональное экономическое партнерство» (ВРЭП)с Австралией, Японией и еще 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона, имеет соглашения и с другими странами ос свободной торговле. Точно также сотрудничество ряда стран в формате ЕАЭС, не препятствует их экономическому взаимодействию в ШОС. Более того, действует соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Китаем. Тоже самое касается и других стран – членов ШОС.
Ранеемногие эксперты критиковали подобный «расплывчатый» подход, не имеющий четких критериев к членству в организации, как, например, в ЕС, утверждая, что это делает ее «аморфной» без четкой позиции по тем или иным вопросам. Указывали они и на конкурирующие, якобы не совместимые позиции отдельных групп стран в ШОС: промышленные экономики Индии и Китая конкурируют за сырье и рынки сбыта, а ресурсодобывающие страны ШОС конкурируют друг с другом за рынки сбыта сырьевых ресурсов, нуждаясь при этом в новых технологиях и инновациях, которые им не могут предоставить другие страны ШОС. Однако подобный взгляд на вещи ставит во главу угла конкуренцию между странами в то время, как в подходах ШОС делается ставка на сотрудничество.
В рамках взаимодействия ШОС упор делается не на конкуренцию друг с другом, а на взаимодополняемость экономик, исходя из их конкурентных особенностей. И этот подход уже доказал свои преимущества. Экономики стран ШОС развиваются высокими темпами благодаря самодостаточности пространства ШОС, где имеются в наличии в значительной степени неиспользованные природные ресурсы и высокий человеческий, интеллектуальный и технологический потенциал.
Стоит отметить, что главным итоговым документом саммита стала Самаркандская декларация, в которой государства-члены ШОС высоко оценили итоги председательства Узбекистана в 2021-2022 годах, а такжепоприветствовали выдвинутую Президентом Шавкатом Мирзиёевым Самаркандскую инициативу солидарности во имя общей безопасности и процветания, что свидетельствует о верности курса, заложенного «Шанхайским духом», его преемственности и расширении «Самаркандским духом», сформулированном на Самаркандском саммите ШОС.
Обид Хакимов.
Директор Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан.