О совершенствовании системы оказания населению скорой медицинской помощи

Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях дальнейшего приближения и улучшения оказания населению скорой и экстренной медицинской помощи, а также обеспечения исполнения задач, определенных в рамках проведенного 18 марта 2022 года открытого диалога Президента Республики Узбекистан с представителями сферы здравоохранения на тему «Реформы в медицине – во имя человеческого достоинства»:

1. Создать Республиканский центр скорой медицинской помощи (далее – Центр) и 14 его региональных филиалов на базе службы скорой медицинской помощи и медицинских автохозяйств и внедрить единую вертикальную систему управления скорой медицинской помощи.

2. Установить, что:

Центр по республике осуществляет координацию и контроль за деятельностью скорой медицинской помощи в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте;

работники службы скорой медицинской помощи, специальные автотранспортные средства (запасные части, горюче-смазочные материалы и другие), а также обеспечение лекарственными средствами, расходными материалами и медицинским оборудованием передаются региональным филиалам Центра;

в Центре и его региональных филиалах создаются отделы ситуационной координации, которые на основе анализа осуществляют управление деятельностью системы скорой медицинской помощи в районах (городах) и регионах и вносят предложения по ее совершенствованию;

автотранспортные средства скорой медицинской помощи в составе автохозяйств системы Министерства здравоохранения передаются в состав региональных филиалов Центра, а также техническое обслуживание данных автотранспортных средств осуществляется на основе договоров аутсорсинга;

контроль за расходом горюче-смазочных материалов автотранспортных средств скорой медицинской помощи осуществляется посредством электронной программы.

3. Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) в месячный срок утвердить уставы и структуры Центра и его региональных филиалов. При этом предоставить директору Центра право вносить, при необходимости, изменения в утвержденные структуры в рамках общей предельной численности работников и фонда оплаты труда.

4. Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.), Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) в рамках определенной общей предельной численности работников системы здравоохранения и средств, выделенных из государственного бюджета, разработать и до 1 сентября 2022 года утвердить обновленные штатные нормативы Центра и его региональных филиалов, Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи и его региональных филиалов, центральных районных (городских) больниц и автохозяйств системы Министерства здравоохранения.

5. Утвердить:

Программу мер по улучшению качества и дальнейшему приближению к населению скорой медицинской помощи (далее – Программа) согласно приложению № 1;

Состав Рабочей группы по реализации мер, направленных на реформирование службы скорой медицинской помощи (далее – Рабочая группа), согласно приложению № 2;

План поэтапного обновления действующего парка автотранспортных средств системы скорой медицинской помощи согласно приложению № 3.

6. Рабочей группе (Фазилкаримов О.) обеспечить:

проведение анализа исполнения мер, определенных Программой;

определение отделов и организаций, подлежащих оптимизации в системе Министерства здравоохранения, а также решение вопросов, связанных с имущественными, финансовыми и трудовыми отношениями, в установленном порядке;

осуществление мер по оказанию населению доступных и качественных услуг службы скорой медицинской помощи.

7. Одобрить предложение Министерства здравоохранения, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства финансов о полном внедрении в срок до 1 сентября 2023 года Электронной автоматизированной системы управления скорой медицинской помощи в других регионах республики на основе опыта города Ташкента.

При этом упразднить диспетчерские службы районов (городов) Андижанской, Джизакской, Самаркандской и Сурхандарьинской областей – до 1 декабря 2022 года, Республики Каракалпакстан, Бухарской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Сырдарьинской, Ташкентской, Ферганской и Хорезмской областей – до 1 сентября 2023 года, организовать в региональных филиалах Центра деятельность единых сall-центров на основе опыта города Ташкента.

Определить, что внедрение электронной автоматизированной системы управления скорой медицинской помощи осуществляется за счет средств Фонда развития информационно-коммуникационных технологий при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций.

8. Возложить персональную ответственность на:

Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента – за создание, оснащение и подведение инфраструктуры сall-центров (электроэнергии, питьевой воды, высокоскоростного интернета, телефонной связи, связи по рации и других), а также благоустройство прилегающей территории;

министра здравоохранения Мусаева Б.А. – за установление требований к оснащению сall-центров, а также обеспечение ими объема и высокого качества оказания услуг.

9. Установить порядок, в соответствии с которым в сall-центрах:

наряду с операторами, принимающими вызовы, организуется деятельность службы специальных медицинских консультаций, состоящей из врачей;

на руководящие должности назначаются достойные кандидаты из числа талантливой молодежи IT-парков;

внедряется система направления по вызову соответствующих медицинских бригад посредством распределения в зависимости от состояния пациента, вида и степени тяжести болезни;

внедряется практика направления медицинских бригад независимо от границы района (города) либо области в зависимости от близости расстояния до больного.

10. Рабочей группе (Фазилкаримов О.) обеспечить реализацию Программы мер по совершенствованию деятельности службы скорой и экстренной медицинской помощи на местах, предусматривающей:

а) размещение Центра и его региональных филиалов, обеспечение их современными зданиями и сооружениями согласно приложению № 4;

б) оснащение и создание инфраструктуры региональных филиалов Центра и сall-центров (вода, электроэнергия, связь, интернет, локальная сеть и другие);

в) передачу региональным филиалам работников службы скорой медицинской помощи, автотранспортных средств, запасных частей, горюче-смазочных и других материалов, а также обеспечение лекарственными средствами, расходными материалами и медицинским оборудованием;

г) профилирование приемных центральных районных (городских) больниц на оказание экстренной помощи и установку высокотехнологичного медицинского оборудования;

д) установку на автотранспортные средства скорой медицинской помощи средств радиосвязи и GPS-трекеров;

е) обеспечение бригад скорой медицинской помощи планшетами;

ж) внедрение в региональных филиалах Центра электронной автоматизированной системы управления на основе опыта города Ташкента;

з) организацию перевода на аутсорсинг технического обслуживания автотранспортных средств скорой медицинской помощи, обеспечения их горюче-смазочными материалами и контроля посредством электронной системы.

Рекомендовать Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента в срок до 1 декабря 2022 года и 1 сентября 2023 года заслушивать отчеты ответственных руководителей о результативности мер, предусмотренных настоящим пунктом.

11. Реорганизовать Республиканский учебно-тренировочный центр неотложной медицинской помощи при Министерстве здравоохранения в Школу повышения квалификации и переподготовки работников Республиканского центра скорой медицинской помощи (далее – Школа) и передать ее в ведение Центра.

Установить, что финансирование Школы осуществляется за счет средств государственного бюджета, выделенных для повышения квалификации и переподготовки работников службы скорой медицинской помощи, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

12. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Агентством по кадастру (Пулатов Ф.) до конца 2022 года завершить работы по присвоению наименований 10 тысячам улиц.

13. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.) перечислить Фонду развития скорой медицинской помощи при Министерстве здравоохранения средства в размере не менее 85 миллиардов сумов в целях организации и цифровизации службы скорой медицинской помощи за счет средств Фонда развития информационно-коммуникационных технологий.

14. Согласиться с предложением Министерства здравоохранения о направлении средств в размере 5 миллионов долларов США на мероприятия по цифровизации скорой и экстренной медицинской помощи в рамках проекта Всемирного банка по развитию экстренных служб.

15. Перечислить на расчетный счет Фонда развития скорой медицинской помощи при Министерстве здравоохранения средства, поступившие от реализации на аукционных торгах устаревших и неэксплуатируемых автотранспортных средств учреждений здравоохранения, на цели обновления автопарка службы скорой медицинской помощи.

16. Разрешить Министерству здравоохранения заключать прямые договора с интегратором системы, привлеченным к внедрению в городе Ташкенте электронной автоматизированной системы управления скорой медицинской помощи и Единой системы приема вызовов, в целях поэтапного внедрения данных систем во всех регионах республики. При этом тарифы за указанные услуги утверждаются Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством финансов, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Антимонопольным комитетом.

17. Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) в рамках имеющихся койко-мест и штатных единиц в срок до конца 2022 года создать:

круглосуточные экстренные приемные отделения по распределению (триаж) больных в зависимости от степени тяжести заболевания в центральных районных (городских) больницах с передачей койко-мест в отделениях экстренной медицинской помощи в состав педиатрических, терапевтических и хирургических отделений;

экстренные приемные отделения в Республиканском научном центре экстренной медицинской помощи и его региональных филиалах, во всех межрайонных центрах сочетанных травм и острых сосудистых заболеваний;

межрайонные центры сочетанных травм и острых сосудистых заболеваний без статуса юридического лица в Городской клинической больнице № 1 Шайхантахурского района, Городской клинической больнице № 4 Яшнабадского района, Городской клинической больнице № 7 Юнусабадского района и Городской больнице скорой медицинской помощи в Учтепинском районе города Ташкента.

18. Разрешить организацию в Центре, Республиканском научном центре экстренной медицинской помощи, их региональных филиалах и межрайонных центрах сочетанных травм и острых сосудистых заболеваний оказание услуг на платной основе за исключением гарантированных государством видов бесплатных медицинских услуг.

19. Министерству инвестиций и внешней торговли (Вафаев Ш.), Министерству финансов (Ишметов Т.), Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) направить средства, сэкономленные в рамках проекта Всемирного банка «Принятие неотложных мер по противодействию коронавирусной инфекции COVID-19 в Узбекистане», на оснащение создаваемых новых межрайонных центров сочетанных травм и острых сосудистых заболеваний.

20. Министерству здравоохранения (Мусаев Б.):

совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.), Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) в срок до 1 сентября 2022 года утвердить обновленные штатные нормативы экстренных приемных отделений;

совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.) в срок до 1 декабря 2022 года пересмотреть фонды койко-мест центральных районных (городских) больниц исходя из численности населения и направления заболеваний.

21. Внести дополнение и изменение в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 5.

22. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

23. Возложить на министра здравоохранения Мусаева Б.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

24. Осуществление контроля за своевременным и эффективным исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Туйчиева Л.Н.

             Президент Республики Узбекистан                                                 Ш.МИРЗИЁЕВ