Узбекистан, реализуя совместные проекты с Евросоюзом в различных секторах, в том числе в сфере социально-экономического развития, образования, верховенства закона, управления границами, борьбы с преступностью и защиты окружающей среды приобретает статус важного партнера.
Особо стоит подчеркнуть, что в последние годы в результате созданных в стране благоприятных условий между сторонами стремительно развивается торгово-экономическая и инвестиционная сферы.
Объем торговли между Узбекистаном и Европейским союзом стабильно растет благодаря системе преференций «GSP+», которая обеспечивает привилегированные условия для экспорта товаров из Узбекистана в зону ЕС.
Так, за последние годы в торгово-экономической сфере наблюдался заметный рост. К концу 2023-го на долю ЕС пришлась почти десятая часть (9,2 процента) всего торгового оборота Узбекистана, что эквивалентно 5,8 млрд долларов.
Данный
показатель весьма внушителен, если сравнивать
с цифрами, например, 2020 года, с объемом товарооборота между сторонами 3,9
млрд долларов. В структуре экспорта Узбекистана в ЕС преобладают текстиль,
продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, а в импорте из ЕС –
машины и оборудование, транспортные средства, химические товары.
Особую важность для Узбекистана в качестве инвестиционного и торгово-экономического партнера среди стран-членов ЕС представляет Германия. По данным января 2024 года с партнерами из Германии реализуется более 100 совместных проектов на сумму более 10 миллиардов долларов. Общий объем немецких инвестиций увеличился в 11 раз с 2017 года. За последние шесть лет количество предприятий, созданных в Узбекистане с участием немецкого капитала, увеличилось почти в три раза, и к апрелю 2024 года этот показатель достиг 220.
Еще одним крупным торгово-экономическим партнером Узбекистана является Франция. По итогам первого квартала 2024 года Франция и Германия вошли в первую десятку стран с наибольшим торговым оборотом с Узбекистаном, а во вторую десятку из стран ЕС входят такие страны, как — Литва, Чехия и Италия.
Между тем, важно отметить, что в ходе государственного визита Президента Узбекистана в Италию в июне 2023 г. между странами была подписана декларация о стратегическом партнерстве. Подобная декларация была подписана и с Венгрией в 2021 году.
Безусловно, страны ЕС представляют большую значимость для Узбекистана, а растущие торгово-экономические и инвестиционные показатели служат экономическим интересам нашей страны.
Между тем, в последние годы Узбекистан также становится все более значимым партнером Европейского Союза в Центральной Азии (ЦА). В апреле текущего года стороны подписали меморандум о взаимопонимании, который положил начало стратегическому партнёрству по развитию устойчивых цепочек создания стоимости в области критически важных сырьевых материалов, таких как медь, литий, алюминий, титан, платина, графит, никель, кобальт и другие, имеющих особую важность для экономики ЕС.
Важно подчеркнуть, что помимо двусторонних связей, особый прогресс в настоящее время наблюдается в сфере межрегионального взаимодействия, что является наиболее эффективным способом сотрудничества с учетом нынешней геополитической нестабильности в мире, когда та или иная проблема, особенно в сфере безопасности должна решаться сообща.
Ключевую роль в развитии межрегиональных отношений сыграли интеграционные процессы в самой ЦА, что стало возможным благодаря проводимой Узбекистаном добрососедской политике и осуществляемым с 2017 года реформам.
Примером эффективного межрегионального сотрудничества можно считать формат «Центральная Азия – Европейский Союз», в рамках которого проводятся ежегодные министерские встречи. Последняя подобная встреча, на полях которой обсуждалась дата проведения Первого формального саммита стран ЕС и ЦА, прошла в октябре 2023 года.
Первый формальный саммит «Центральная Азия – Европейский Союз» – это знаковое событие, предоставляющее возможность вывести региональное сотрудничество между Центральной Азией и Европейским Союзом на новый этап развития. Данное мероприятие по мнению экспертов позиционируется как основное по отношению прошедшим ранее встречам по линии «Центральная Азия – Европейский Союз».
Известно, что Саммит пройдет в этом году в городе Самарканде, что свидетельствует о признании ЕС проводимой Узбекистаном политики. Отмечается, что на мероприятии соберется высшее руководство стран Центральной Азии и Европейского Союза. Участие на саммите высокопоставленных должностных лиц ЕС свидетельствует о значимости данного мероприятия. Отмечается, что в ходе мероприятия особое внимание будет уделяться вопросу развития «Транскаспийского международного транспортного маршрута» (TMTM), который в обиходе называется «Срединным коридором». На эти цели Евросоюзом планируется инвестировать порядка 10 миллиардов долларов США.
Развитие данного транспортного маршрута, являющегося альтернативой «Северному коридору», позволит в значительной степени восстановить и укрепить логистические цепочки в мире.
Таким образом, в данной ситуации интерес к «Срединному коридору» возрастает. Кроме того, эта тенденция также обусловливается положением на Ближнем востоке, которое напрямую влияет на судоходство в Баб-эль-Мандебском проливе.
При соответствующих стратегических решениях «Срединный коридор», будет способствовать активизации региональной торговли улучшению связей между странами вдоль маршрута. Согласно докладу Всемирного банка, коридор может также обеспечить устойчивость и диверсификацию маршрутов между Востоком и Западом, защищая страны и цепочки поставок от геополитических потрясений.
Вместе с тем, в рамках Саммита, возможно, будут обсуждаться вопросы, связанные с Соглашением о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС) в отношении Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Стоит отметить, что с Узбекистаном соглашение парафировано, в Кыргызстане идут работы по подготовке к подписанию документов, а с Таджикистаном ЕС готовится начать переговоры. Соответственно, имеется вероятность принятия окончательного решения касательно подписания СРПС между Узбекистаном и ЕС, благодаря чему значительно расширится спектр взаимодействия в сферах инвестиционного сотрудничества, торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственности за счет включения основополагающих правил Всемирной торговой организации. Таким образом новое Соглашение не будет считаться рамочным, а создаст полноценный механизм всестороннего взаимодействия между Узбекистаном и ЕС.
Кроме того, можно прогнозировать, что на Саммите будет крайне важным обсуждение вопросов безопасности в Центральной Азии на фоне геополитических разногласий в мире. Также можно предположить, что тема Афганистана, вопросы региональной стабильности и сотрудничества войдут в повестку дня Саммита.
В целом развитие отношений Узбекистана с ЕС откроет новые возможности для обоих сторон. В частности, для европейской стороны территория Узбекистана и Центральной Азии предоставит возможность по стабилизации транспортно-логистических цепочек, а также альтернативный доступ к критическому сырью. Для Узбекистана ЕС важен с точки зрения поиска новых внешних рынков, фокусирования внимания мирового сообщества на водные и климатические проблемы и вопросы региональной безопасности, а также диверсификации внешнеполитических партнеров.
Бунёд Тиллаходжаев,
главный специалист Центра «Стратегия развития»