В Узбекистане создана мощная база для своевременного и качественного достижения поставленных национальных целей и задач устойчивого развития до 2030 г. Такая уверенность объясняется сбалансированностью и взаимообусловленностью Стратегии развития «Узбекистана 2030» с реализацией целей и задач устойчивого развития ООН.
Страна вполном объёме выполняет обязательства, принятые вместе 192странами мира по реализации программы ООН Преобразование нашего мира: «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
Cбалансированы цели и задачи устойчивого развития с разработанными и реализуемыми Стратегиями, Концепциями, Дорожными картами экономического, социального и экологического развития страны и регионов).
Достигнутые результаты реализации национальных целей и задач Узбекистана в целом одобрены и признаны международным сообществом.Основной принцип нового Узбекистана «Во имя чести и достоинства человека» созвучен с принципом ООН по устойчивому развитию «Никого не оставить позади».
Сопоставление национальных целей устойчивого развития с целями Стратегии развития на 2022-2026 годы показывает полную их взаимосвязанность и взаимообусловленность:дальнейшее повышение благосостояния народа, трансформация отраслей экономики, ускоренное развитие предпринимательства, безусловное обеспечение прав и интересов человека, формирование активного гражданского общества. В целом, Стратегия развития охватывает все Национальные цели и задачи в области устойчивого развития, создав хорошую основу для их достижения к 2030 году.
В соответствии со Стратегиейосуществлены крупные сдвиги, которые привели к динамичному росту экономики и социальной сферы. Это создало мощный импульс для активной и целенаправленной реализации задач почти по всем целям устойчивого развития страны.
Кардинально реформирована система органов государственной власти и управления.В качестве приоритетных задач были определены повышение эффективности их деятельности, внедрение современных рыночных механизмов государственного регулирования, сокращение роли государства в регулировании социально-экономических процессов, которые, в свою очередь, способствуют достижению национальных целей и задач в области устойчивого развития.
Следует отметить, что существенное повышение качества законотворческой деятельности является важным направлением совершенствования системы государственного и общественного строительства.
Крупные
изменения произошли в судебной деятельности, в частностибылреформирован
институт пересмотра судебных решений,а борьба с коррупцией определена одним из
приоритетов государственной политики.
В этой связи создано Агентство по противодействию коррупции Республики
Узбекистан.
За последние годы лет Узбекистан добился значительного прогресса в области искоренения бедности (цель 1). На текущем этапе задача состоит в том, чтобы снизить уровень бедности в 2 раза к 2026 году и значительно снизить до 5% к 2030 году. Кроме того, мы также стремимся уделять больше внимания людям, которые подвержены высокому риску оказаться за чертой бедности.
Недавние реформы в сельскохозяйственном секторе и выделение земли уязвимым слоям населения способствовали значительным изменениям в области продовольственной безопасности и содействия устойчивому ведению сельского хозяйства (цель 2).
В результате проводимой политики с 2018 по 2022 год, Узбекистан улучшил 12 позиций в Глобальном индексе продовольственной безопасности (GFSI).
В области «Обеспечения здорового образа жизни и содействия благополучию для всех в любом возрасте» (цель 3) в стране наблюдается последовательное сокращение детской и младенческой смертности.
В соответствии с нашей стратегией мы взяли на себя обязательство увеличить среднюю продолжительность жизни до 78 лет к 2030 году, снизить в 2 раза детскую и материнскую смертность.
Значительны и успехи, достигнутые в последние годы в обеспечении всеохватного и справедливого качественного образования (цель 4). За последние 6 лет наши реформы в социальной сфере дали замечательные результаты в расширении доступа детей к дошкольному образованию. Уровень участия детей в организованном (дошкольном) обучении вырос до84,2% в 2022 году. В этом направлении планируется к 2030 году довести охват дошкольным образованием до 100%, число образовательных организаций до 56 тысяч.
В целях коренного изменения системы обеспечения гендерного равенства (ЦУР-5) приняты 2 Закона, 16 указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, 33 постановлений Правительства, а также “Стратегия достижения гендерного равенства в Узбекистане до 2030 года”, определяющая ключевые меры по обеспечению гендерного равенства, предупреждением случаев притеснения и насилия в отношении женщин, повышением их роли в управлении государством и обществом. Создана Республиканская комиссия по вопросам повышения роли женщин в обществе, гендерного равенства и семьи. Число женщин-сенаторов выросло почти на 25%, а женщин-депутатов – на 33,3%.
В соответствии с направлением Стратегии основными экономическими реформами стали обеспечение макроэкономической стабильности, снижение уровня инфляции, снижение и упрощение налогового бремени, диверсификация отраслей экономики, создание благоприятного климата для бизнеса, совершенствование инфраструктуры, развитие сельского хозяйства, экономической интеграции и цифровой экономики.
В результате реформ были созданы условия равной и свободной конкуренции для всех, которые позволяют достичь ЦУР 10 (Сокращение неравенства внутри стран и между ними). Благодаря отмене излишних сборов и снижению налоговых ставок налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты была сокращена. При этом, ставки имущественного, подоходного и социального налогов были снижены в 2 раза.
В целях поднятия государственной молодежной политики Узбекистана на новый уровень, поиска решений проблем в этой сфере, эффективной организации и координации деятельности уполномоченных органов в 2020 году был основан государственный орган – Агентство по делам молодежи.
Внедрена новая система, направленная на обеспечение занятости молодежи, решение ее проблем – “Молодежная тетрадь” и “Молодежные программы”. Запущена единая электронная платформа “yoshlardaftari.uz”, позволяющая осуществить цифровизацию системы, обеспечить прозрачность предоставляемых молодым людям льгот, мониторинг работы на местах (ЦУР 8).
Следует отметить, что в целях последовательного повышения занятости и реальных доходов населения было создано ООО “Мономарказ”, оказывающее услуги незанятому населению.
В целом, по результатам реализации Стратегии в Узбекистане произошли кардинальные структурные и институциональные преобразования. Прежде всего, это демократизация общества, реализован принцип «Не оставлять никого в стороне» через национальную модель махалли, крупные положительные сдвиги в обеспечении устойчивого социально-экономического развития (относительно высокий уровень экономического роста и инвестиционной активности, существенное расширение международного сотрудничества, реформирование здравоохранения и образования, обеспечение гендерного равенства, работа с детьми и молодёжью, развитие производственной и социальной инфраструктуры).
Созданный необходимый фундамент законодательно-правовой, институциональной и экономической основы послужит целенаправленному достижению национальных целей и задач устойчивого развития до 2030 года.
Международным признанием усилий Узбекистана за последние годы явилось принятиепо инициативе Президента следующих резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, направленных на достижение Целей устойчивого развития:«Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральной Азии»;«Просвещение и религиозная толерантность», «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии»;«Объявление региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий».
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 2022 года одобрена Инициатива Президента Республики Узбекистан «Об усилении роли парламентов в ускорении достижения цели устойчивого развития». В городах Бухаре и Ташкенте организованы международные Форумы с участием парламентариев более 100 стран мира
Принятые Президентом Узбекистана Стратегия действий и Стратегия развития являются пятилетними «дорожными картами» по выполнению Целей устойчивого развития ООН.
Существенный вклад по достижениюЦелей устойчивого развития оказывает ООН. Сотрудничество Узбекистана с ООН за последние пять лет поднялось на совершенно новый уровень.В целях реализации повестки дня ООН до 2030 года правительствомпри содействии Агентств ООН приняты Национальные цели и задачи в области устойчивого развития на период до 2030 года, утверждены 16 национальных целей и 125 задач. Принята «дорожная карта» по имплементации Национальных целей и задач, созданы парламентская комиссия и Координационный совет при правительстве. Представлены два Добровольных национальных обзора по выполнению ЦУР, которыесталипо-настоящему доказательством достигнутого прогресса, характеризующих участие страны в реализации «Повестки дня – 2030».Разработана Стратегия финансирования Целей устойчивого развития.Свой вклад в реализацию Целей устойчивого развитиявносят Агентства ООН через реализацию конкретных программ и проектов.
Инструментом взаимодействия между Правительством Узбекистана и ООН являетсяРамочная программа ООН по оказанию содействия в целях развития (ЮНДАФ),которая отражает приоритетные направления социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе и достижения Целей устойчивого развития.
В рамках реализации основных задач, определенных в рамках Стратегии развития Нового Узбекистана, за последние годы заметно активизировались политические контакты Узбекистана с ООН на высшем и высоком уровнях. Узбекистан стал активным участником деятельности Генеральной Ассамблеи и специализированных учреждений ООН.
Основным результатом достижения целей устойчивого развития в Узбекистане является признание их международными организациями. В международном рейтинге Целей устойчивого развития, опубликованным международной независимой организацией(SDR) в 2023 году, Узбекистан занял среди 166 стран69 место повысив свой рейтинг на 8 ступеней (в 2022 году 77 место). Согласно отчетуоб устойчивом развитииSDR Index в Узбекистане отмечен положительный рост показателейустойчивого развития по следующим 11 из 16 целей: сокращение бедности (цель1),продовольственная безопасность и питание (цель2), здоровье и благополучие (цель 3), гендерное равенство (цель 5), качественное образование (цель 4), чистая вода и санитария (цель 6) , индустриализация , инновация и инфраструктура ( цель 9), устойчивое развитие городов и населенных пунктов (цель11), борьба с изменением климата (цель 13), мир, правосудие и эффективные институты (цель 16).
Проделана значительная работа по обеспечению продовольственной безопасности и питанию.В частности,Узбекистан занял первое место в Топ-10 стран с наибольшим прогрессом в обеспечении продовольственной безопасности в 2019-2022 гг. согласно рейтинга Global Food Security Index.
Подготовленный в 2020 и 2023 году первый и второй Добровольные национальные обзоры о реализации национальных целей и задач устойчивого развития Узбекистана до 2030 года были положительно оценены ООН.
Существенные сдвиги достигнуты по обеспечению гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин, и девочек. В 2024 году в Индексе женщин, бизнеса и права (The Women, Business and the Law Index 2024) Всемирного банка Узбекистан был отнесен к 5 странам, осуществившим значимые реформы в области прав женщин и гендерного равенства. Особенно высокие показатели достигнуты по таким составляющим индекса, как безопасность, мобильность, рабочее место, оплата, брак, родительство, уход за детьми, предпринимательство, активы и пенсии.
В рейтинге доступности гендерных данных, опубликованныхGender Data Compassв 2023 году, Узбекистан занял 56 место в мире среди 185 страни 3 место в Центральной Азии.
В рейтингеоткрытости Open Data Watch(включающего разбивку по полу) 30-е местосреди 195 стран мира и 1 место среди стран Центральной Азии
Проделана большая работа по содействию построения миролюбивого и открытого общества. В рейтинге Всемирного банка показатели Узбекистана по Индексу качества госуправления (World Governance Indicators, WGI) в 2022 году улучшились по всем шести компонентам. По показателю “Эффективность правительства” Узбекистан занял 116-е место среди 214 стран, улучшив предыдущий результат на 22 позиции. В Индексе развития электронного правительства Организации Объединенных Наций Узбекистан в 2022 году поднялся до 69 места из 193 стран, в 2019 году занимал 81-е место, что отражает ускорение внедрения цифровых технологий
В целом Узбекистан создал мощную базу для своевременного и качественного достижения поставленных национальных целей и задач устойчивого развития до 2030 г.
Юлдуз Абдуганиева,
руководитель проекта Института прогнозирования
и макроэкономических исследований