Сегодня в Узбекистане вопросы обеспечения населения чистой питьевой водой и эффективного использования имеющихся водных ресурсов становятся как никогда актуальными. Это, в свою очередь, предполагает равное использование вод Амударьи и Сырдарьи, крупнейших водных артерий, снабжающих регион основной водой, на фоне глобального изменения климата, происходящего в Центральной Азии, с учетом интересов государств бассейна.
В частности, согласно распределению водозаборов Межгосударственной координационной комиссии по водному хозяйству (МКВК) на 2023 год, объём забора воды из бассейна Амударьи за один год (с 1 октября 2022 года по 1 октября 2023 года) составляет 55,4 миллиарда кубометров, и из этого на период вневегетации (до 1 апреля 2023 года) приходится 15,7 миллиарда кубометров воды. Однако, поскольку в течение вегетационного периода 2022 года уровень воды в бассейне Амударьи был гораздо более неопределенным, хотя в апреле-мае он находился в пределах нормативного диапазона, с июня уровень воды снизился на 65-85% и оказался ниже запланированной нормы. Хотя лимит забора воды из бассейна Сырдарьи с 1 апреля по 30 сентября 2022 года составлял 11,8 миллиарда кубометров, на практике было получено 10,1 миллиарда кубометров воды.
Из этого видно, что если в регионе не будет внедрен механизм эффективного использования трансграничной водной реанимации, то в будущем государства бассейна неизбежно столкнутся с проблемой дефицита воды.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в странах Центральной Азии наблюдается достаточность водных ресурсов на душу населения (около 2,3 тыс. м3) и проблема заключается не в дефиците воды, а в нерациональном использовании водных ресурсов. Также, согласно результатам исследования, проведенного этой организацией, было установлено, что потребление воды Туркменистаном составляет 5319 м3 в год, Казахстаном – 2345 м3, Узбекистаном – 2295 м3, Кыргызстаном – 1 989 м3 и Таджикистаном – 1895 м3. В этой связи страны Центральной Азии вошли в десятку самых потребляющих воду стран мира.
Угроза экологического кризиса, ожидаемая при сегодняшнем состоянии и перспективе, связанных с трансграничными водными ресурсами, требует реализации эффективной государственной политики в области использования трансграничных водных объектов в Узбекистане.
Безусловно, Узбекистан адаптирует государственную политику в области водопользования к современным условиям и требованиям. С первых лет независимости Узбекистан определил вопросы водопользования как важное направление государственной политики. 6 мая 1993 года был принят Закон Республики Узбекистан «О воде и водопользовании», в то время как на международном уровне наша страна проводит независимую политику в качестве участника Международной конвенции по использованию и охране озер и трансграничных водных артерий (Хельсинки — 17 марта 1992 года) и Конвенции ООН «О правах на использование международных водотоков без судоходства» (Нью-Йорк, 21 марта 1997 г.).
Также, новая стратегия развития Узбекистана на 2022-2026 годы предусматривает радикальную реформу системы управления водными ресурсами и реализацию отдельной государственной программы по водному хозяйству (цель 31), в то время как в 3-м разделе стратегии «Узбекистан-2030» от 11 сентября 2023 года изложены организационные и практические меры по управлению водными ресурсами, вопросы охраны природы и охраны окружающей среды. В то же время, были приняты постановление Президента Республики Узбекистан от 2 июля 2018 года «О мерах по повышению эффективности использования водных ресурсов», Указы от 10 июля 2020 года «Об утверждении концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы» и от 23 июня 2023 года «О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере водных ресурсов». В целом, мы не преувеличим, если скажем, что принятие таких подзаконных актов в нашей стране является правовой основой для реформ, которые должны быть проведены в будущем в отношении управления и рационального использования водных ресурсов.
Следует отметить, что в последние годы в результате инициатив и политической воли главы нашего государства на международном уровне внешняя политика Узбекистана также приобрела новый оборот. Центральноазиатский регион был определен как важнейший регион во внешней политике Узбекистана. Следует отметить, что такой подход во внешней политике Узбекистана также оказал положительное влияние на мирное решение проблем использования трансграничных вод в регионе.
В частности, Президент Узбекистана Ш.Мирзиеев в своем выступлении на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подчеркнул необходимость подхода к решению водной проблемы под эгидой ООН с учетом интересов всех стран региона и поддержал проект ООН о региональном центре по превентивной дипломатии по использованию водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи.
Выступая на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН глава нашей страны отметил, что на данный момент в мире наблюдается острая экологическая ситуация и три кризиса в масштабах планеты, а именно изменение климата, утрата биоразнообразия и возросшее загрязнение окружающей среды, что свидетельствует о том, что Центральная Азия становится одним из наиболее уязвимых регионов перед лицом климатических изменений. Наш президент проинформировал мировое сообщество о мерах, принимаемых Узбекистаном для ликвидации последствий аральской трагедии, негативном воздействии изменения климата в нашем регионе и тенденциях снижения уровня водоснабжения. В результате сложившейся ситуации были поддержаны учреждение должности специального представителя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций по водным ресурсам, создание Центральноазиатской платформы водосберегающих технологий и налаживание систематического сотрудничества в рамках программы зеленого развития, принятой в нашем регионе.
На этой сессии Ш.Мирзиеев утверждал, что целесообразно ввести «Центральноазиатский климатический диалог», и выдвинул инициативу ГА ООН о принятии резолюции «Центральная Азия перед лицом глобальных климатических угроз: солидарность на пути к всеобщему благополучию». 19 декабря 2023 года ГА ООН единогласно одобрила резолюцию, направленную на решение насущных экологических проблем, с которыми сталкивается Центральная Азия. Инициатива, разработанная в соавторстве с коалицией ряда стран во главе с Узбекистаном, подтверждает приверженность нашего региона коллективным действиям по борьбе с изменением климата и поддержке устойчивого развития.
По словам исполнительного директора пакистанского исследовательского центра Халида Таймура Акрама, в резолюции озаглавленной «Центральная Азия сталкивается с экологическими проблемами: укрепление региональной солидарности на пути устойчивого развития и процветания», изменение климата названо одной из самых сложных проблем, которые серьезно препятствуют устойчивому развитию нашей эпохи. В содержании резолюции имеются рекомендации по эффективному противодействию климатическим и экологическим угрозам в Центральной Азии, включая устойчивое сельское хозяйство, озеленение, рациональное использование водных ресурсов, энергоэффективность, переработку отходов, развитие устойчивого туризма, создание «умных городов».
Руководитель программы технического консультативного механизма ООН по водным ресурсам Лиэнн Берни, приветствовал принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «Центральная Азия перед лицом глобальных климатических угроз: укрепление региональной солидарности во имя устойчивого развития и процветания». Основные приоритеты, такие как рациональное использование водных ресурсов, определенные в этой важной резолюции, сокращение бедности, сохранение экосистем и укрепление продовольственной безопасности, полностью соответствуют целям программы «ООН-водные ресурсы». Я рад, что Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев в своей лекции на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи уделил особое внимание проблемам водных ресурсов. В своей лекции глава Узбекистана шесть раз говорил о проблеме водных ресурсов. Это глубоко вдохновило нас. «Я подтверждаю, что для реализации международных инициатив главы вашего государства программа «ООН – водные ресурсы» будет решительно стремится к дальнейшему углублению сотрудничества с Узбекистаном».
Следует отметить, что на очередном саммите глав государств – членов Международного фонда спасения Арала в Душанбе 15 сентября 2023 года глава нашего государства отметил, что проблемы нехватки и неэффективного использования водных ресурсов в Центральной Азии требуют разработки и внедрения новых долгосрочных инициатив:
во-первых, прежде всего, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы Международного фонда спасения Арала и модернизация институциональных механизмов Узбекистаном;
во-вторых, подготовка предложений по приведению в соответствие основных документов и соглашений, включая пересмотр устава фонда, принятого в 1990-х годах, совместный анализ деятельности действующей структуры и координацию и улучшение работы организаций, входящих в состав фонда, разработку «правил и процедур», которые четко регламентируют вопросы его деятельности и сотрудничества;
в-третьих, осуществление процессов развития и реформирования фонда на основе межсекторального принципа, то есть на основе комплексных подходов к процедуре «вода — энергия – продовольствие», с учетом современных экологических угроз;
в-четвертых, дать руководству фонда задание критически пересмотреть текущую программу и при этом подготовить «дорожные карты», а также согласованный график их реализации, определив размер каждого регионального проекта и источники финансирования;
в-пятых, создать региональную платформу для регулярных встреч министров водных ресурсов, энергетики и экологии;
в-шестых, рассмотреть вопрос о привлечении афганских представителей к региональному диалогу по распределению водных ресурсов.
В конце своего выступления Шавкат Мирзиеев акцентировал внимание на канал Куштепа, который Афганистан возводит в Амударье, и отметил, что запуск данного канала может радикально изменить баланс водопользования в Центральной Азии и призвал к созданию совместной рабочей группы для изучения всех аспектов строительства канала и его влияние на водный режим Амударьи.
Кроме того, в результате установления дружественных отношений Президента Узбекистана Ш.Мирзиеева с соседями, прекратились конфликты по поводу использования трансграничных водных объектов, а также решаются проблемы с водоснабжением. Систематически осуществляется продолжение активного двустороннего и многостороннего взаимовыгодного сотрудничества в вопросах комплексного управления водными ресурсами с соседними странами, совместного использования трансграничных водных ресурсов и межгосударственных водохозяйственных сооружений.
В течение 2017-2024 годов водная дипломатия Узбекистана со странами региона принесла исторические результаты. На примере следующих исторических соглашений мы можем видеть, что политика Узбекистана по использованию трансграничных вод со странами региона в этот период помогла найти дипломатические решения многих проблем на местах:
В 2017 году была сформирована межправительственная совместная комиссия по водным вопросам Узбекистана и Кыргызстана, оба государства достигли ратификации соглашения о совместном управлении водными ресурсами Андижанского (Кампирабадского) водохранилища в 2022 году;
В 2018 году Узбекистан и Таджикистан достигли взаимовыгодного соглашения по Фархадским и Рогунским ГЭС, а в 2022 году главы государств обеих стран инициировали строительство ГЭС «Явон» на реке Зарафшан;
В 2021 году между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном было достигнуто соглашение об использовании Токтагульского водохранилища.
В январе 2023 года эти страны одобрили проект строительства ГЭС «Камбарота-1». Кроме того, между Узбекистаном и Кыргызстаном было подписано инвестиционное соглашение о строительстве данного ГЭС;
22 июня 2023 года был подписан трехсторонний протокол между Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан, Министерством экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан и Министерством энергетики и водных ресурсов Таджикистана об эксплуатации «Бахри таджикского» водохранилища в июне-августе 2023 года, которое послужило успешному проведению летнего вегетационного периода 2023 года;
21 августа 2023 года в селе Чук-Таль Иссык-Кульской области Кыргызской Республики состоялось третье заседание совместной водной комиссии между Министерством водного хозяйства Узбекистана и Министерством сельского хозяйства Кыргызстана, на котором были рассмотрены такие вопросы, как согласование и утверждение планов и графиков водозабора из межгосударственных водных источников;
В феврале 2024 года по инициативе швейцарского правительства Blue Peace Central Asia Министром водного хозяйства Узбекистана и министром энергетики и водного хозяйства Таджикистана были открыты два гидропоста вдоль трансграничных Большого Ферганского канала и Северного Ферганского канала. Мы не ошибемся, если скажем, что эти гидропосты служат для повышения ирригационного потенциала сельскохозяйственных угодий, сначала Узбекистана, а затем и Таджикистана водой северного и большого Ферганского каналов, которые получают воду из верховьев Сырдарьи.
Знаменательно, что в начале марта 2024 года председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева приняла специального представителя Генерального секретаря ООН по Центральной Азии, главу Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии Каху Имнадзе. На встрече было рассмотрено текущее состояние сотрудничества между ООН и ее специализированными учреждениями, включая Региональный центр по превентивной дипломатии для Центральной Азии, и планы совместной реализации в будущем. Сотрудничество с центром охватывает такие вопросы, как обеспечение мира и безопасности, борьба с терроризмом, использование потенциала женщин и молодежи в укреплении мира, предотвращение и разрешение конфликтов, а также совместное и рациональное использование трансграничных водных и энергетических ресурсов. Каха Имнадзе отметил, что отношения государств Центральноазиатского региона служат обеспечению роста во всех отношениях, обеспечению мира и стабильности, в чем Узбекистан вносит особый вклад.
Как отмечалось выше, эти исторические соглашения, достигнутые в результате инициативы и политической воли Узбекистана, в первую очередь направлены на удовлетворение потребностей нашего народа, экономики нашего государства и потребностей будущего поколения в воде. В конце концов, Узбекистан, выступая за рациональное и комплексное использование трансграничных водных и энергетических ресурсов, постоянно придает большое значение экологической устойчивости Центральной Азии.
В заключении стоит отметить, что комплексный подход Узбекистана в Центральной Азии направлен на содействие миру, экономическому развитию и взаимовыгодному сотрудничеству в регионе.
Санжар Умирзаков,
независимый исследователь