Центральная Азия, благодаря своим богатым природным ресурсам, стратегическому расположению, экономическим, транспортным и логистическим возможностям, всегда находилась в центре внимания глобальных и региональных держав.
После достижения независимости, из-за взаимных претензий по границе, водным ресурсам и другим вопросам, государства-соседи находились в весьма непростых и напряженных отношениях между собой. Порой доходило до перекрытия дорог, пограничных стычек и минирования границ, что давало повод зарубежным экспертам для страшных прогнозов о возможной «балканизации» или «афганизации» ситуации в Центральной Азии.
Качественно новый период в новейшей истории региона наступил с приходом в 2016 г. к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева, который, как отмечает специальный представитель президента Узбекистана по вопросам внешней политики Абдулазиз Камилов, «сформулировал новую целостную Доктрину внешней политики… Во главу угла была поставлена цель достижения „ноль проблем с соседями“. Концептуальной основой региональной политики стали принципы недопустимости укрепления собственной безопасности за счёт безопасности других государств, открытости, прагматизма и конструктивизма, проактивного диалога на основе равноправия, взаимного уважения и учёта интересов».
В этом контексте глубоко символичным стал тот факт, что первые зарубежные визиты после своего избрания Ш. Мирзиёев совершил в соседние страны –6 марта 2017 г. в Туркменистан, 23 марта 2017 г. в Казахстан, 5 сентября 2017 г. в Кыргызстан и 9 марта 2018 г. в Таджикистан.
По взаимному согласию с соседями, была возобновлена работа пунктов пропуска на границах, отменен визовой режим с Таджикистаном, а также произведен перезапуск некоторых, прерванных ранее железнодорожных, воздушных и наземных транспортных сообщений.
Кроме того, Президент 19 сентября 2017г.,выступил на 72-й сессии Генассамблеи ООН заявив, что «находясь в самом сердце Центральной Азии, Узбекистан заинтересован в том, чтобы регион стал зоной стабильности, устойчивого развития и добрососедства. Мирная, экономически процветающая Центральная Азия – наша важнейшая цель и ключевая задача».
В своём выступлении глава Узбекистана также выдвинул инициативу проведения на регулярной основе Консультативных встреч глав государств Центральной Азии.
Во имя этой цели им также были инициированы различные механизмы двустороннего и регионального взаимодействия, запустившие новые тенденции сближения и консолидации в рамках Центральной Азии.
Исходя из важности задач по обеспечению региональной безопасности и устойчивого развития, Президент в своей речи предложил провести международную конференцию высокого уровня по Центральной Азии под эгидой ООН, которая состоялась 11-12 ноября 2017 г. в Самарканде.
Позже по итогам конференции была принята специальная резолюция Генассамблеи ООН под названием «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе».
Этот документ впервые на международном уровне закрепил формат Консультативных встреч лидеров пяти стран региона, поддержав инициативу в контексте обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии.
Последовательность политики Узбекистана в данной сфере также нашла свое отражение в выступлениях Ш.Мирзиёева на 75-й и 78-й сессиях Генассамблеи ООН, подтверждая, что приоритетной целью внешней политики Узбекистана будет оставаться движение Центральной Азии по пути консолидации и прогресса.
Помимо этого, в рамках своих выступлений на глобальных и региональных и других международных площадках Президент Узбекистана регулярно выступал с инициативами, нацеленными на обеспечение региональной безопасности, а также превращение Центральной Азии в зону стабильности, устойчивого развития и добрососедства.
В целом можно отметить, что за последние семь лет произошло переформатирование внутреннего геополитического ландшафта Центральной Азии, в которой преобладающими стали тенденции к росту взаимного доверия, укреплению региональной стабильности и безопасности.
Совместными усилиями всех стран Центральной Азии удалось достигнуть беспрецедентный прогресс в урегулировании таких чувствительных вопросов, как границы, вода и энергетика, а также преодолеть разногласия прошлых лет с соседями, которые теперь, несомненно, рассматривают Ташкент как свой ближайший и надежный партнер.
На этой основе произошел запуск долгожданного интеграционного процесса в Центральной Азии, а механизм консультативных встреч превратился в эффективную переговорную площадку высокого уровня для открытого обсуждения и снятия накопившихся острых проблем регионального сотрудничества.
В этой связи, эксперты европейского аналитического центра SpecialEurasiaС.Болтук и Дж. Бифолки отмечают, что «стабильный Узбекистан, характеризующийся сильным управлением и способным местным руководством, имеет потенциал, чтобы внести вклад в региональную стабильность в Центральной Азии – регионе, который сталкивается с различными местными проблемами».
Имея стратегически важное расположение в центре региона и разделяя общую границу со всеми соседними государствами, включая Афганистан, Узбекистан продолжает проводить открытую, взаимовыгодную и конструктивную внешнюю политику с учетом масштабных внутренних преобразований в стране, а также динамично меняющейся ситуации в мире и регионе.
При этом страна также демонстрирует приверженность курсу неприсоединения к военно-политическим блокам, не допуская размещения иностранных военных баз и объектов на своей территории, а также участия военнослужащих страны в миротворческих операциях или военных конфликтах за рубежом.
Однако на данном этапе фундаментальные политические и экономические изменения, происходящие в мире, ставят перед странами Центральной Азии новые вызовы и задачи. В этой связи на полях VI Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, которая состоялась 8-9 августа т.г. в Астане, Президент Шавкат Мирзиёев вновь подчеркнул необходимость новых коллективных решений и совместных действий стран региона.
Таким образом, Узбекистан выступает за тесное взаимодействие в перспективных направлениях, отвечающих интересам всех стран региона, включая сферу региональной безопасности. В связи с этим интенсификация сотрудничества стран Центральной Азии будет способствовать решению задач эффективного противостояния региональным и глобальным вызовам.
Турдикул Бутаяров,
начальник отдела МИЦА