В Узбекистане за последние годы в рамках Стратегии действий и ее логического продолжения ‑ Стратегии развития, были осуществлены ощутимые реформы по систематическому совершенствованию системы непрерывного образования, как в развитых странах, обеспечению качественного образования, подготовке квалифицированных кадров.
В связи с этими реформами, расходы государственного бюджета за последние 6 лет увеличились в 4,3 раза, количество дошкольных образовательных организаций увеличилось с 5 211 в 2016 году до 19 316 к 2021 году, количество школ увеличилось с 9 719 до 10 289, возобновлено 11-летнее обязательное школьное образование, оптимизирована нагрузка на учителей школ, отменен принудительный труд. Заработная плата представителей сферы образования увеличена почти в 4 раза, количество вузов увеличено с 70 до 191, внедрена двухуровневая система послевузовского образования – базовая докторантура (PhD) и докторантура (Doctor of Science).
В результате последовательных реформ в сфере образования уровень охвата дошкольным образованием вырос с 27,7 процента до 67 процента, доля квалифицированных педагогов с высшим образованием в школах с 81,8 процента до 87,8 процента, охват молодежи высшим образованием с 9 процента до 38 процентов.
В целях последовательного продолжения реформ в сфере, в рамках Стратегии развития до 2026 года планируется довести уровень охвата дошкольным образованием с нынешних 67% до 80%, создать более 7 тыс. новых негосударственных ДОУ, создать дополнительно 1,2 млн. ученических мест в системе народного образования, внедрить с 2023/2024 учебного года положительный опыт работы Республики Каракалпакстан и Хорезмской области по обеспечению бесплатного питания для учащихся начальных классов в школах всех остальных областей и города Ташкента. Также намечено довести уровень охвата в высшем образовании до 50 процентов, а число негосударственных вузов по меньшей мере до 50.
Это требует дальнейшего укрепления и продолжения вышеуказанных реформ, закрепления в конституционном законодательстве возможностей молодежи для получения непрерывного образования.
Учитывая это, в обновляемую Конституцию впервые вводятся такие дополнения, как внедрение государственной гарантии в области образования и воспитания детей дошкольного возраста, обязательность получения ребенком среднего образования и его бесплатное обеспечение со стороны государства, получение гражданами высшего образования за счет государства на конкурсной основе в государственных образовательных организациях.
В сфере образования в качестве отдельных государственных обязанностей предусмотрены конкретные механизмы, направленные на расширение доступа детей с ограниченными возможностями к качественному образованию, вводится социальная норма об обеспечении в образовательных организациях инклюзивного образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Для проведения вышеуказанных реформ необходимо уделять внимание качеству образования и постоянно повышать привлекательность работы в этой области. Ведь от деятельности педагогов зависит развитие нации и народа, повышение его интеллектуального потенциала. Учитель – важное звено в передаче молодежи тайн науки, духовного и культурного наследия. Следовательно, необходимо создать условия для полной реализации педагогами своего потенциала, оказать им социальную, правовую, материальную поддержку.
Поэтому в Конституцию вводится отдельная статья, посвященная статусу учителя в обществе. В Узбекистане укрепляется признание труда учителя как основы развития общества и государства, формирования и воспитания здорового, гармоничного поколения, сохранения и обогащения духовного и культурного потенциала народа. Предполагается, что государство будет защищать честь и достоинство учителей, заботиться об их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте.
В свою очередь, данное нововведение позволит укрепить социальный статус более 685 тысяч педагогов, работающих в стране, усилить их государственную поддержку и обеспечить профессиональный рост.
Суть в том, что без повышения качества человеческого капитала будет сложно обеспечить дальнейший экономический рост. Поэтому направление необходимых сил и ресурсов на повышение качества образования, подготовку квалифицированных кадров становится приоритетом не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
Поэтому, поскольку каждая страна стремится построить свободное и процветающее общество, прежде она всего закрепляет свои амбициозные цели и задачи на этом пути в своей Конституции. В этом нет никаких сомнений.
Элдор ТУЛЯКОВ,
исполнительный директор
Центра «Стратегия развития»