В УЗБЕКИСТАНЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ БУДУТ ГАРАНТИРОВАНЫ

Известно, что собственность является экономической основой общества. Также социально-экономическая структура общества определяется собственностью и тем, кому она принадлежит. Без собственности невозможно развитие общественных отношений и осуществление мер, направленных на обеспечение благосостояния людей в стране.

За последние пять лет в нашей стране принят ряд законов, обеспечивающих приоритет частной собственности и усиление ее правовой защиты.

Самое главное, на основе принципа «От Стратегии действий к Стратегии развития», в качестве логического продолжения Стратегии действий была принята «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы». В документе одним из важнейших направлений определено превращение принципов справедливости и законности в самое основное и необходимое условие развития в стране. Для этого предусматривалось несколько необходимых целей.

В частности, установлена цель надежной защиты неприкосновенности права собственности и ограничения незаконного вмешательства государственных органов в имущественные отношения, а также усиление гарантий частной собственности и ее защиты, безусловного обеспечения права собственности, в том числе на земельный участок, из их числа установление приоритета частной собственности в качестве основного принципа, внедрение системы защиты прав лица, купившего имущество, на основании официальной информации государственного органа.

В связи с этим в важном для Узбекистана политическом документе, который в настоящее время находится в стадии разработки, то есть в проекте Конституции, говорится, что никто не может быть лишен жилища без решения суда и вопреки закону, гарантируется что собственнику, лишенному жилища, возмещается стоимость жилища и понесенные им убытки в случаях и порядке, предусмотренных законом, заранее и в равной стоимости (рыночной стоимости).

Безусловно, введение такой нормы в будущем станет прекрасным катализатором повышения благосостояния населения, дальнейшей поддержки предпринимательства в нашей стране, законодательного обеспечения отношений собственности, укрепления неприкосновенности частной собственности. Поэтому в ходе конституционных реформ представляется необходимым законодательно закрепить отношения в сфере собственности граждан, усилить нормы, связанные с гарантированием прав населения на жилище посредством конституции.

Следует отметить, что при подготовке проекта Конституции наряду с мнениями и предложениями нашего народа были изучены международно-правовые документы и опыт более 190 стран мира. Например, первым в истории документом конституционного значения, определившим гарантии частной собственности, стала французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г., в которой говорилось, что частная собственность есть естественное и неотъемлемое, священное и нерушимое право человека. В разделе «Права человека и гражданина» по вопросам собственности в декларации сказано: «Целью любого политического объединения является обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. К этим правам относятся свобода, собственность, безопасность, сопротивление к угнетению».

Глава I, статья 14 Конституции Германии устанавливает, что права собственности и наследования гарантируются, а их содержание и пределы определяются законом. Глава VIII, статья 73 Основного закона Дании гласит, что частная собственность неприкосновенна, что никто не может быть принужден отказаться от своей собственности, за исключением случаев, когда это требуется для общественного блага.

Конституция Индонезии предусматривает, что каждый имеет право на частную собственность и что такая собственность не может быть несправедливо отнята какой-либо стороной, запрет на отмену общего права на частную собственность признан в конституции Грузии.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что обеспечение неприкосновенности частной собственности, защита ее от различных посягательств, создание всех необходимых условий для сохранения и приумножения частной собственности, поддержка собственников — важнейший критерий правового демократического государства и гражданского общества. .

Авазбек ХОЛБЕКОВ, Эксперт Центра «Стратегия развития», Узбекистан