Почему важно вовлечь Афганистан в орбиту экономики Центральной Азии?

В поисках ответа на этот вопрос, волнующий экспертную среду, газета «правда Востока» (Ташкент) обратилась к первому заместителю директора Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) при Президенте Республики Узбекистан Акрамжону НЕЪМАТОВУ.

— Акрамжон Илхомович, 9 декабря 2020 года на страницах газеты «Янги Узбекистон» вышла ваша статья «Новая внешняя политика Узбекистана в регионе». Основное внимание в ней уделено налаживанию экономических связей с Афганистаном. Немногим ранее в интервью отечественному телеканалу по итогам саммита ШОС в формате видео­конференции вы также затронули тему Афганистана. Что даст Узбекистану вовлечение Афганистана в региональные торгово-экономические связи в перспективе, в чем суть инициатив Узбекистана в рамках ШОС?

— Это даст многое. И не только для Узбекистана, но и всего международного сообщества. Вовлечение Афганистана в регио­нальные торгово-экономические связи создаст для граждан соседней страны альтернативные источники доходов, дополнительные стимулы для созидательного и мирного развития. Это станет важным вкладом в восстановление экономики Афганистана, достижение скорейшего мира в этой стране. Мир и стабильность в Афганистане, в свою очередь, откроют огромные перспективы для достижения инклюзивного экономического развития всего евразийского пространства.

В этом и заключается важность инициативы главы нашего государства по разработке и принятию Плана по социально-экономическому восстановлению Афганистана в рамках практической реализации «Дорожной карты» дальнейших действий Контактной группы «ШОС–Афганистан».

У ШОС на это есть политичес­кая воля и достаточный потенциал. Принятие в 2019 году «Дорожной карты» дальнейших действий Контактной группы «ШОС–Афганистан» – очевидное тому свидетельство. Кроме того, совокупный ВВП стран–участниц ШОС в структуре мирового ВВП равен 22,5 процента, что составляет 18 трлн долларов. Основные торговые партнеры Афганистана – страны ШОС, на которые приходится 95 процентов экспорта: то есть ШОС уже играет важную роль в восстановлении экономики Афганистана. Узбекистан делает акцент на систематизации этой работы.

Лидер нашей страны говорил о том, что «сегодня как никогда важно не упустить исторический шанс по достижению долгожданного мира в Афганистане». При этом должно быть понимание того, подчеркнул лидер страны, что безопасность и мир в этой стране надо рассматривать как важные составляющие стабильности и экономического процветания всего обширного региона ШОС. То есть забота об Афганистане – это не благотворительная акция. Это насущная необходимость развития всего региона Центральной Азии.

«Важно объединить усилия для поддержки этих позитивных сигналов продвижения к миру, оказания экономической помощи афганскому народу. Убежден, что мирному устойчивому развитию этой страны также будет способствовать вовлечение Афганистана в региональные торгово-экономические процессы», – отметил Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на саммите Шанхайской организации сотрудничества в ноябре 2020 года и заявил, что новые перспективы для всех членов ШОС открывают инициативы строительства транспортных коридоров, которые помогут вернуть Афганистану его историческую роль соединяющего моста между Центральной и Южной Азией.

Эти и другие вопросы планируется обсудить в мае 2021 года в Ташкенте в рамках международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности».

Иначе говоря, процесс возвращения Афганистана к мирной жизни не должен быть делом лишь стран Центральной Азии. Его значимость диктует необходимость подключения всего мирового сообщества. Однако Узбекистан как ближайший сосед Афганистана не только призывает к объединению усилий, но одним из первых подает пример.

— Хотелось бы подробнее остановиться на постановлении Президента «О мерах по дальнейшему расширению и укреплению экономического сотрудничества с Исламской Республикой Афганистан» от 12 ноября 2020 года, так как в СМИ прошла информация только о том, что согласно этому документу Узбекистан планирует в три раза увеличить товарооборот с Афганистаном в течение трех лет…

— Здесь я бы хотел отметить, что благодаря активизации отношений между Узбекистаном и Афганистаном уже наблюдается колоссальный прорыв в двусторонних торгово-экономических связях. По сравнению с 2015 годом объем товарооборота между Узбекистаном и Афганистаном по итогам 2020-го вырос на 74,4 процента и составил 776,9 млн долларов. При этом экспорт Узбекистана за указанный период увеличился с 444,4 до 774,6 млн долларов. Это химические продукты, цветной и черный металл, энергоносители и нефтепродукты, продовольственные товары, а также услуги.

Значительно, то есть в четыре раза, увеличился и импорт афганских товаров и услуг на узбекский рынок — с 600 тысяч до 2,3 млн долларов. Если ранее 95 процентов импорта из Афганистана приходилось на долю транспортных услуг, то сегодня на отечественный рынок поступают продовольственные товары, химические продукты и изделия из нее, машины и оборудование. Это является важным стимулом для развития экономики Афганистана.

Чтобы показать, насколько важен вклад Узбеки­стана в восстановление мирной экономики Афганистана, хотел бы привести один пример. С 2002-го по 2020 год мы увеличили поставки электроэнергии в Афганистан с 62 млн кВт/ч до 2,6 млрд кВт/ч, то есть более чем в 40 раз. Наша страна покрывает 52 процента афганского импорта электроэнергии. Благодаря этому в соседней стране функционируют больницы, школы, детсады, предприятия, сохраняется относительная социально-экономическая стабильность.

В Узбекистане действует 661 предприятие с участием афганской стороны, в том числе 199 — совместные предприятия и 462 — на основе иностранных инвестиций. В основном они работают в сфере услуг, торговых операций, производства строительных товаров. На территории Афганистана создано шесть предприятий с участием граждан Узбекистана. С сентября 2017 года в Кабуле и Мазари-Шарифе действуют торговые представительства АО «Узсаноатэкспорт».

В целом за последние годы доля Узбекистана во внешней торговле Афганистана выросла до 7,4 процента, доля же Афганистана — до 1,5 процента. Однако, как считает глава нашего государства, этого недостаточно. Между странами имеется огромный незадействованный потенциал. Поэтому ставится задача к 2023-му довести показатель взаимной торговли до двух миллиардов долларов.

С этой точки зрения принятие вышеуказанного постановления Президента является важным шагом в расширении торгово-экономического сотрудничества с Афганистаном.

Согласно документу, в 2021 году будут создаваться торговые дома в Кабуле и Мазари-­Шарифе при учредительстве Агентства продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан. Через эти торговые дома будем решать поставки в страну сельскохозяйственной и промышленной продукции.

Уже начаты работы по созданию зоны свободной торговли «Международный торговый центр «Термез», где при использовании современных технологий организуются услуги по приему, хранению, переработке, сортировке и упаковке продукции, а также порталы электронной торговли.

Более того, в СТЗ налаживаются таможенные, налоговые, сертификационные, фитосанитарные, ветеринарные, транспортные, банковские, телекоммуникационные, медицинские и гостиничные услуги, услуги по техническому обслуживанию автотранспортных средств и другие на основе принципа «единого окна» и интерактивных механизмов.

Особого внимания требует введение порядка въезда на территорию Республики Узбекистан, пребывания и выезда в течение десяти дней для афганистанцев и граждан других государств и лиц без гражданства, въезжающих с территории данной страны (в порядке исключения) без оформления въездной визы с прохождением личного и паспортного контроля.

Будет наращиваться работа по подготовке национальных кадров для экономики Афганистана. Уже сегодня афганская молодежь имеет возможность обучаться по 17 направлениям высшего и 16 — среднего специального, профессионального образования в созданном по инициативе Президента Шавката Мирзиёева в 2018 году Образовательном центре в Термезе. К настоящему времени 136 афганских студентов завершили обучение в центре, из них 96 получили дипломы бакалавра по направлению «Узбекский язык и литература», 40 прошли краткосрочные курсы по русскому языку, а также обучились навыкам сельского хозяйства и предпринимательства. Сегодня некоторые из них работают в парламенте, министерствах и ведомствах страны, преподают в вузах ИРА, ведут самостоятельный бизнес.

С сентября 2019 года в Образовательном центре по направлениям «Узбекский язык и литература», «Акушерство и сестринское дело», «Наземные транспортные системы и их эксплуатация» обучаются 172 студента, из которых 46 — девушки.

Несомненно, вышеуказанные меры придадут новый импульс развитию многопланового сотрудничества с Афганистаном, позволят использовать незадействованный потенциал торгово-экономического сотрудничества и внесут важный вклад в достижение долгосрочного и устойчивого мира в этой многострадальной стране.

Самое главное, такая политика Узбекистана, направленная на искреннюю помощь афганскому народу в социально-экономическом восстановлении страны, поддерживается всеми участниками межафганского конфликта, выступает важной гарантией безопасности и стабильности южных рубежей нашего государства.

— В новой внешней политике Узбекистана делается акцент на наращивании экономичес­ких связей между странами региона Центральной Азии. Какие здесь видятся резервы, какая роль отводится Афганистану?

— Коренные изменения во внешней политике нашей страны в регионе проще всего проиллюстрировать цифрами перемен. Если товарооборот между Узбекистаном и странами региона в 2016 году составлял 2,4 млрд долларов, то к 2019-му достиг 5,2 млрд. Несмотря на пандемию, товарооборот за 2020 год составил 4,95 млрд долларов.

В качестве еще одного свидетельства бурного развития торгово-экономичес­ких и инвестиционных отношений Узбекистана со странами Центральной Азии можно привести динамику роста числа предприятий с участием совместного и иностранного капитала. Например, в 2020 году количество предприятий, действующих на территории Узбекистана с участием капитала стран Центральной Азии, составило 1451, что в 4,6 раза больше по сравнению с 2017-м (312).

В то же время следует отметить, что в результате создания дружественной и добрососедской среды в центральноазиатском регионе растет инвестиционный и экономический потенциал. В частности, улучшилась инвестиционная привлекательность стран Центральной Азии и, как следствие, в 2019 году в экономику региона были привлечены иностранные инвестиции на 37,6 млрд долларов. Этот показатель на 40 процентов выше, чем в 2016-м.

В свою очередь внешнеторговый оборот региона с зарубежными странами в 2019 году увеличился на 56 процентов по сравнению с 2016-м, составив 168 млрд долларов. Несмотря на впечатляющие цифры, резервы здесь огромные, и достижение мира в ИРА позволит в полной мере реализовать весь экономический потенциал региона.

В этом контексте странам Центральной Азии необходимо проводить согласованную политику в отношении Афганистана, который мы рассматриваем частью нашего региона. Отрадно, что в последние годы новое региональное сотрудничество в Центральной Азии привело к формированию единой позиции по Афганистану.

В частности, в январе 2018 года Совет безопасности ООН провел дебаты с участием глав МИД стран Центральной Азии, в ходе которых была подтверждена приверженность всех центральноазиатских государств развитию долгосрочного сотрудничества с Афганистаном.

В марте 2018 года состоялась Ташкентская международная конференция по Афганистану. Этот форум, инициированный лично Президентом Узбекистана, тогда вновь вернул утраченное внимание мировой общественности к продолжающемуся кровопролитию в исламской республике. Принята Ташкентская декларация, которая заложила ключевые принципы мирного урегулирования. Фактически был достигнут консенсус в отношении стратегии дальнейшего строительства мира в стране.

Об особой значимости как самой конференции, так и усилий руководства Узбекистана по мирному урегулированию афганского кризиса свидетельствуют слова Президента Афганистана Ашрафа Гани: «Ташкентская международная конференция по Афганистану стала ключевым событием — отправной точкой в процессе запуска политичес­кого процесса по мирному урегулированию афганской проблемы, поиска взаимоприемлемых форм и механизмов диалога заинтересованных сторон».

Наконец, в Совместном заявлении, принятом в 2019 году в Ташкенте в рамках Консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии, отражена заинтересованность всех стран в установлении мира в ИРА, подчеркнуто продолжение усилий по вовлечению Афганистана в торгово-экономические и инфраструктурные проекты в Центральной Азии.

Как видно из сказанного, совместными усилиями страны региона вносят весомый вклад в достижение долгосрочного и устойчивого мира в Афганистане, а формирование атмосферы доверия и взаимовыгодного сотрудничества в Центральной Азии повышает потенциал наших стран на данном направлении.

— В 2020 году поистине знаковым событием стал визит в Узбекистан главы правительства Афганистана Абдуллы Абдуллы. А в январе и феврале этого года нашу страну посетила афганская делегация во главе с министром иностранных дел Мухаммедом Ханифом Атмаром. Какие дивиденды может извлечь из этих мероприятий наша страна?

— В целях вовлечения Афганистана в региональные интеграционные процессы Узбекистан приступил к реализации крупных инфраструктурных проектов в этой стране. Это строительство линии электропередачи Сурхан – Пули-Хумри и железной дороги Мазари-Шариф –Кабул – Пешавар, обеспечивающей выход к портам Индийского океана. Обсуждение практической реализации этих вопросов было одной из центральных тем в ходе упомянутых мероприятий.

Как известно, страны Центральной Азии не имеют прямого выхода к морским портам, что в период пандемии вызвало трудности логистического характера. С этой точки зрения историчес­ким событием является состоявшаяся 2 февраля текущего года первая трехсторонняя встреча по реализации проекта строительства железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар с участием заместителя Премьер-министра, министра инвестиций и внешней торговли Узбекистана Сардора Умурзакова, главы МИД Афганистана Ханифа Атмара и советника Премьер-министра Пакистана по вопросам торговли, текстильной промышленности и инвестиций Абдулы Разака Давуда.

Впервые был достигнут трехсторонний консенсус о необходимости строительства трансафганской магистрали, и по итогам мероприятия представители Узбекистана, Афганистана и Пакистана подписали совместный План действий по строительству железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар.

В марте этого года участники проекта планируют начать полевые работы на маршруте дороги, а в мае – подготовить технико-экономическое обоснование и выработать механизмы финансирования строительства магистрали.

Реализация проекта внесет существенный вклад в обеспечение стабильности и устойчивого развития в Центральной и Южной Азии. На мой взгляд, наиболее емко значение данного события прокомментировал директор Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов в интервью ИА «Дунё»: «Известие из Ташкента об итогах трехстороннего соглашения о строительстве железнодорожного маршрута Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар означает, что Узбекистан стремится достигнуть перевода внут­риафганских процессов из военно-политической в социально-экономическую плоскость. Когда еще нет внутриафганского консенсуса по достижению мира и стабильности в этой многострадальной стране, это соглашение может выступить сильным катализатором на данном созидательном направлении. Все эти усилия дополняют своевременную и архиважную инициативу Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева о возрождении Центральной Азии, которую необходимо всячески поддержать».

Действительно, таджикский коллега полностью прав, называя инициативу Президента Узбеки­стана архиважной для Центральной Азии, по нескольким причинам.

Во-первых, железная дорога Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар существенно сократит сроки и стоимость транспортировки грузов между странами Южной Азии и Европы через Центральную Азию. Например, прокладка маршрута позволит сократить время транспортировки товаров только из Узбекистана в Пакистан с 35 до пяти дней и снизить стоимость перевозки одного 20-фунтового контейнера почти в три раза, то есть с 900 долларов до 286. Экспорт узбекской продукции может увеличиться со 100 до 300 млн долларов. Выгоду получат не только страны региона, но и внерегиональные страны. Так, Россия сможет снизить транспортные расходы на перевозку грузов в Пакистан по новой железной дороге на 15-20 процентов.

Во-вторых, новая трансафганская железная дорога, обеспечивающая выход на пакистанские морские порты Карачи и Гвадар, будет способствовать кардинальному повышению транзитного потенциала Центральной Азии и возрождению исторической роли региона в качестве моста, связывающего Европу и Азию кратчайшим сухопутным маршрутом. По предварительным данным, уже в первые годы с момента начала эксплуатации железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар объем грузоперевозок по данному маршруту может составить 10 млн тонн. Если учесть прогнозы экономистов, что Южная Азия с совокупным населением 1,9 млрд человек и 3,5 трлн долларов ВВП является самым быстрорастущим регионом мира (до 7,5 процента в год) и к 2040 году будет вносить в мировой рост до более 30 процентов, то можно легко себе представить, какие экономические дивиденды может сулить сотрудничество с будущим локомотивом глобальной экономики.

В-третьих, реализация проекта будет иметь мультипликативный эффект, создаст уникальные возможности для продвижения других инфраструктурных проектов и формирования условий для освоения богатых запасов полезных ископаемых вдоль трассы пролегания железной дороги. В частности, актуализируется строительство высоковольтной линии электропередач Сурхан – Пули-Хумри и энергопроекта CASA-1000 для снижения затрат на строительство совпадающих участков дороги. Это в свою очередь создаст дополнительные условия для поставки сезонных излишков гидроэлектроэнергии из стран Центральной Азии для покрытия растущего спроса на электроэнергию в Афганистане и Пакистане. С другой стороны, это открывает перспективы электрификации дороги для повышения экономической эффективности перевозки грузов, а также формирования вдоль трассы пролегания железной дороги экономического коридора с развитой промышленной инфраструктурой. А это дополнительные рабочие места, альтернативные источники заработка для населения, уставшего от многолетней войны

В целом, продвигая социально-экономические, энергетические и транспортно-коммуникационные проекты в соседней стране, вовлекая ее в региональные торгово-экономические связи, Узбекистан стремится содействовать превращению Афганистана в связующее звено между Центральной и Южной Азией, пространство взаимовыгодного межрегионального сотрудничества, а не военного противостояния.

Мы исходим из того, что перспективы получения экономических выгод от них усилит заинтересованность как участников межафганского конфликта, так и внешних сил в мирном урегулировании афганского кризиса, скорейшей стабилизации ситуации. Воплощение подобных проектов способно создать абсолютно новую реальность для развития стран Центральной и Южной Азии, снять с международного сообщества тяжелую ношу ответственности за поддержание безопасности в регионе. В конечном итоге, от развития и восстановления Афганистана выиграет не только наша страна, регион ЦА, но и все международное сообщество.

Такой подход Узбекистана к урегулированию ситуации в Афганистане сегодня признается экспертным сообществом в качестве модельного и рекомендуется для разрешения региональных конфликтов в других частях света.

Газета «Правда Востока»,

17 февраля 2021г.