Национальный парламент следует по пути прогресса

На сессии Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшейся 22 мая 2018 года, принято решение об объявлении 30 июня Международным днем парламентаризма. Так появилась новая дата, ежегодно отмечаемая мировым сообществом. Она призвана под­черкнуть значение парламентаризма в жизни общества, содействовать повышению его роли в создании достойных условий жизни и существования людей на всей планете.

Высокий статус этого важнейшего политического института можно проследить и на примере развития парламентов мира. Более чем 190 государств имеют свои парламенты, почти 80 из них являются двухпалатными, остальные высшие законодательные органы — однопалатные. Они призваны объединить, консолидировать интересы всех сил на благо развития страны. Это важно и для мирового сообщества. Парламент в развитых государствах играет важную коммуникативную роль в налаживании связей государства и общества с другими институтами. Выражаясь проще, он служит своеобразным мостом между государством и народом. Поэтому по степени совершенства парламентаризма судят об уровне демократии, приверженности идеалам народовластия, соблюдении прав и свобод граждан, в конечном счете речь идет об уровне развитости всего общества.

Исходя из этих критериев за по­следние пять лет национальный парламент Узбекистана интенсивно развивается, следует по пути дальнейшего прогресса. Отрадно, что достижения высшей законодательной власти все чаще получают признание авторитетных международных организаций.

В рамках Стратегии действий с 2017 года начались масштабные преобразования, затронувшие и деятельность Сената. За минувшее время парламент укрепил связь с народом: сенаторы, не ограничиваясь лишь принятием законов, выезжают в регионы, проводят встречи с населением и находят пути решения поднимаемых проблем.

При Сенате создана специальная комиссия, существенно расширились полномочия по контролю за деятельностью исполнительного органа власти.

Укрепилось взаимодействие парламента и исполнительной власти. Налажена система заслушивания на постоянной основе отчетов руководителей органов государственного управления в ходе пленарных заседаний.

Начиная с минувшего года вышло на новый уровень сотрудничество Сената с местными Кенгашами народных депутатов. Важным шагом в данном направлении стало внесение соответствующих изменений и дополнений в 13 законов и расширение полномочий местных Кенгашей. В них образованы отдельные секретариаты. Для повышения эффективности их деятельности сенаторы, работающие на постоянной основе, закреплены ответственными за местными Кенгашами. Параллельно в сотруд­ничестве с Академией госу­дарственного управления при Президенте организовали специальные учебные курсы для депутатов местных Кенгашей.

В комплексе эти меры существенно укрепили роль законодательного органа власти страны. Системное обновление его деятельности не прекращается ни на один день. Глава государства уделяет большое внимание деятельности представительных органов власти, расширяя платформу диалога, что придает дополнительный импульс преобразованиям, нацеливает нас на новые рубежи.

Ежегодные послания Президента Шавката Мирзиёева Олий Мажлису, ставшие традиционными, вывели на новую ступень работу национального парламента. Исполнение государственных программ социально-экономического развития, принимаемых на основе посланий, берется на контроль парламентом, а встречающиеся проблемы решаются при содействии заинтересованных министерств. Такая системная работа существенно повышает эффективность взаимодействия.

Новый подход к организации деятельности национального парламента обусловлен требованием времени, ставящим все новые вопросы. Это — разработка адресных программ и «дорожных карт» по решению проблем, поднимаемых населением, с точным указанием ответственных исполнителей, установление парла­ментского контроля за ходом реализации документов. Наработанная практика в этом направлении говорит о том, что Сенат Олий Мажлиса с большой ответственностью подходит к выполнению функций в качестве представительного органа власти, содействует решению широкого круга вопросов в рамках своей компетенции. Сенаторы, закрепленные за определенными регионами, налаживают совместную работу комитетов Сената с постоянно действующими комиссиями местных Кенгашей и их депутатами.

Данные механизмы, последовательно внедряемые в практику, способствуют повышению потенциала и расширению возможностей местных Кенгашей в оказании существенного влияния на социально-экономическое развитие регионов, установлении конт­роля над деятельностью исполнительных органов власти и решении актуальных вопросов, затрагивающих интересы граждан. Эти шаги предварили повышением знаний и навыков депутатов местных Кенгашей организацией семинаров и учебных курсов. Результативность предпринятого видна на конкретных примерах их деятельности, показывающих возросшую боевитость депутатского корпуса, активное применение ими своих полномочий.

Для обсуждения имеющихся проблем в местных Кенгашах отведены отдельные кабинеты депутатов и сенаторов, созданы условия для приема населения.

Принимаемые меры оправдали себя и в период пандемии. Они сплотили сенаторов и депутатов местных Кенгашей в решении широкого круга вопросов, связанных с оказанием в рамках общенародного движения «Доброта и поддержка» помощи населению. Вникая во все подробности, находясь в гуще народа, они обеспечивают адресность выделяемых средств, ведут строгий контроль полноты исполнения мер по оказанию помощи малообеспеченным и нуждающимся согражданам.

Большого эффекта при минимальных сроках невозможно добиться на пустом месте. Добросовестность каждого на своем участке работы, стимулирование усилий, поиск новых путей решения проблем — вот составляющие успеха. И это просматривается по всему спектру реформ, проводимых в последние годы в Узбеки­стане. Завидный динамизм, по­следовательность преобразований положительно сказались и на всестороннем развитии и укреплении парламента. Каждая ступень обновления раскрывает новую грань парламентаризма. В частности, обеспечена независимость законодательной власти, расширены полномочия национального парламента, созданы условия для полноценного выполнения возложенных на него функций.

Благодаря налаживанию практики обсуждения местными Кенгашами проектов законов обеспечивается учет и отражение интересов регионов в принимаемых документах. Внедрена и система заслушивания отчетов руководителей государственных органов, местных хокимиятов по исполнению указов и постановлений Президента, постановлений правительства, а также «дорожных карт». Эффект от такого взаимодействия показывают примеры из жизни.

Особо следует упомянуть и международный аспект деятельности отечественного парламента. Национальные цели развития Узбекистана созвучны Целям устойчивого развития Организации Объединенных Наций. Об этом, а также достижениях республики в реализации ЦУР хорошо известно как узбекистанцам, так и зарубежным экспертам. Высокую оценку усилиям республики по пути продвижения к Целям устойчивого развития дали участники международного форума, недавно состоявшегося в Бухаре.

Наш парламент принимает активное участие в процессах укрепления верховенства закона, повышения благосостояния народа, защиты прав и интересов человека, укрепления международных связей. ЦУР воплощаются в жизнь посредством конституционных полномочий парламента, в частности, принятием национальных законов, бюджета и парламент­ским контролем. Члены парламента уделяют большое внимание ответственному подходу и прозрачности в процессе исполнения всех задач, предусмотренных Глобальной повесткой дня до 2030 года.

Важным фактором достижения Целей устойчивого развития выступает эффективное использование контрольных функций парламента, ибо именно парла­ментский контроль дает объективную оценку хода мероприятий по достижению указанных целей. Исходя из этого в минувшем году была создана Парламентская комиссия по контролю за реализацией Национальных целей и задач в области устойчивого развития Республики Узбекистан на период до 2030 года. Используя полномочия в области законотворчества и контроля, палаты парламента активно участвуют в реализации целей и задач устойчивого развития.

Чтобы дать представление о ней, остановимся на отдельных задачах комиссии. Эта структура ведет контроль за исполнением задач, возложенных на Координационный совет, помогая ему в этом. Ежеквартально заслушивает его отчеты, готовит предложения по разработке новых законов и других нормативно-правовых актов. Кроме того, ведет мониторинг исполнения законов и иных нормативно-правовых актов в этом направлении, проводит критический анализ развития сфер, включенных в национальные цели и задачи, определяет действительное положение дел в области Целей устойчивого развития, изучает передовой зарубежный опыт, активно участвует в международном сотрудничестве.

Вместе с тем рассматривает достаточность бюджетных параметров, представленных правительством, их соответствие плану реализации Национальных ЦУР в Узбекистане, в необходимых случаях готовит предложения по внесению изменений в закон о Государственном бюджете на последующий год, укрепляет связи с общественностью для широкого освещения достижений в области ЦУР.

Для обеспечения исполнения этих задач Парламентской комиссией проводится масштабная работа. В частности, в минувшем году изучено состояние выполнения регионами задач, включенных в Национальные цели устойчивого развития, в том числе таких, как сокращение бедности, обеспечение продовольственной безопасности, защита материнства и детства, обеспечение гендерного равенства, защита прав женщин. Исследование охватило 37 национальных задач и свыше 50 показателей, заслушаны отчеты руководителей 19 государственных органов. На основе Национальных ЦУР Олий Мажлисом в правительство направлены 27 парламентских, 388 сенаторских и 338 депутатских запросов.

Через широкое вовлечение национального парламента в исполнение Целей устойчивого развития еще больше укрепились связи с Межпарламент­ским союзом и ООН. Об этом свидетельствуют достижения последних лет.

Будет справедливо подчеркнуть вклад местных Кенгашей, чей потенциал также задействован в реализации Целей устойчивого развития. Под руководством сенаторов Кенгаши изучают на местах выполнение документов, принятых по каждой из целей. По возникающим проблемам применяются практические меры. Вопросы, не поддающиеся решению на местном или региональном уровне, выносятся в Сенат. Такая вертикаль способствует повышению авторитета верхней палаты парламента, укреплению к ней доверия народа.

Парламентские и общественные слушания также стали важнейшими направлениями работы национального парламента. По исполнению каждого из поставленных вопросов разрабатываются конкретные адресные меры, на основе соответствующих постановлений Сената по решению поднятых проблем перед правительством ставится ряд задач. В результате последовательно устраняются недостатки, годами ожидавшие своих решений.

Деятельность национального парламента развивается ускоренными темпами во всех важнейших для государства и общества направлениях. Это наглядно просматривается в существенном повышении активности ряда структур и институтов при парламенте. Среди них — Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду. Благодаря эффективному сотрудничеству комиссии с Международной организацией труда и другими международными организациями в республике положен конец детскому труду и системному принудительному труду, сокращается количество преступлений, связанных с торговлей людьми.

Нас радует, что достижения в этом направлении получают признание в мировом масштабе. В частности, в годовом отчете бывшего Госсекретаря США М. Помпео, посвященном противодействию торговле людьми и принудительному труду, говорится следующее: «Некоторые страны Центральной Азии имеют долгую историю по принуждению людей трудиться в хлопковой промышленности и других отраслях. Усилия Узбекистана в борьбе с этой проблемой демонстрируют новые стандарты для государств региона». Подобное признание является большим успехом последовательной политики главы нашего государства и парламента, выступающего проводником обновления в этом направлении деятельности.

Говоря о достижениях национального парламента, уместно отметить вопрос обеспечения гендерного равенства и всесторонней поддержки женщин. За последние годы мы проделали довольно долгий путь в этом направлении. Защита прав и интересов женщин, обеспечение гендерного равенства стали прио­ритетным направлением политики государства. В Сенате Олий Мажлиса создана Комиссия по вопросам обеспечения гендерного равенства и Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства. Парламентом приняты два важных закона — «О гарантиях равных прав и возмож­ностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснения и насилия», а также разработана национальная Стратегия достижения гендерного равенства до 2030 года.

Как следствие предпринимаемых шагов, расширилось участие женщин в процессе принятия важных решений в масштабе государства. Становится привычным избрание и назначение женщин на такие ответственные должности, как депутат, сенатор, министр, хоким, посол. В качестве результата проводимой работы в области обеспечения гендерного равенства Узбекистан занял 45-е место среди парламентов мира.

Подобные достижения просматриваются и во все более активном участии Олий Мажлиса во внешнеполитической деятельности, основанной на защите и продвижении национальных интересов. За последние годы Олий Мажлис вступил в качестве члена в такие авторитетные организации, как Межпарламентский союз, Парламентская ассамблея СНГ, Межпарламентская ассамб­лея ОБСЕ. Ведется подготовка к вступлению в Парламентскую ассамблею тюркоязычных стран.

Наши парламентарии принимали активное участие в ряде важных мероприятий. К примеру, в открытии 142-й сессии Ассамблеи Межпарламентского союза, состоявшейся 26 мая 2021 года и посвященной теме «Преодоление пандемии сегодня и обеспечение лучшей жизни завтра: роль парламентов». Участие в ней председателя МПС Д. Пачеко, генерального секретаря союза М. Чунгонга, руководителей бюро Форума женщин-парламентариев Р. Аль-Мансури и Совета Форума молодых парламентариев С. Аль-Базар, а также руководителей национальных парламентов говорит об уровне данного мероприятия.

На конференции были глубоко проанализированы вопросы состояния борьбы с коронавирусом, пути преодоления социально-экономических проблем, связанных с пандемией, а также сотрудничество парламентов стран мира. Представлена подробная информация о мерах по предупреждению распространения коронавируса, социальной защите населения, экономической поддержке предпринимателей, вакцинации населения.

Следует упомянуть и о форуме «Роль парламента в защите и продвижении прав человека: усиление защиты прав лиц с инвалидностью и противодействие пыткам», состоявшемся 2—3 июня текущего года в столице страны.

В его ходе был рассмотрен ряд важных вопросов, в том числе участие парламента в системной деятельности ООН в сфере прав человека, значение ратификации Конвенции о правах инвалидов, предотвращение пыток посредством ратификации дополнительного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Изучен передовой опыт в сфере сотрудничества с Советом по правам человека и агентствами ООН в выполнении Конвенции о правах инвалидов, а также по усилению потенциала национального превентивного механизма.

Подобные представительные международные форумы придают дополнительный импульс дальнейшему усилению деятельности национального парламента.

Такой же эффект имеет и налаживание сотрудничества с парламентами других государств.

В частности, в текущем году состоялся официальный визит делегации Сената Олий Мажлиса в Россию. А в нашей стране побывала парламентская делегация во главе с Председателем Сената Парламента Республики Казахстан Мауленом Ашимбаевым.

Эти визиты стали практическим результатом мер, направленных на дальнейшее расширение двустороннего сотрудничества между Узбекистаном, Российской Федерацией и Казахстаном. Действительно, за последние четыре года политические, торгово-экономические и культурно-гуманитарные связи поднялись на высокий уровень.

На совершенно новый уровень вышел и межпарламентский диалог между Узбекистаном, Российской Федерацией и Казахстаном, соответствующий темпам взаимоотношений в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, отвечающим интересам наших стран. В частности, с целью обмена опытом парламентской деятельности стороны на постоянной основе организуют визиты делегаций, регулярно участвуют в международных конференциях и работе парламентских организаций.

В процессе диалога с коллегами глубоко рассматриваются вопросы развития и расширения взаимного сотрудничества, укрепления партнерства специализированных комитетов, продвижения общих инициатив в рамках международных парламент­ских структур (МПС, ПА ОБСЕ, ПА СНГ) и ряда других международных организаций, установления межрегионального сотрудничества депутатов, скорейшего формирования правовой базы, обеспечения принятия практических мер, направленных на смягчение последствий пандемии, по результатам которых достигнуты определенные договоренности. Подобное взаимодействие имеет большое значение в дальнейшем развитии парламентов стран мира.

Вот такой путь развития прошел наш национальный парламент за последние годы. Этот процесс продолжается. Подытоживая результаты деятельности, можно сказать, что в целях обеспечения высоких темпов реформ, формирования и развития законодательных основ преобразований принимаются законы, отвечающие интересам регионов. За счет внедрения практики отчетности руководителей министерств, ведомств и организаций, хокимов и руководителей секторов перед Сенатом обеспечивается верховенство народовластия. Логическим продолжением дел в этом направлении стало и заслушивание отчетов послов Узбекистана в зарубежных странах, введенное в практику.

Отработан и механизм работы с обращениями граждан, созвучный общему духу реформ. Отталкиваясь от гуманистического принципа, что за каждым обращением стоит судьба человека, стремимся к положительному решению проблем.

Танзила НАРБАЕВА,

Председатель Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан

Газета «Народное слово»,

30 июня 2021 года